© REUTERS/Andrew Biraj

Российский потребитель любит контрафакт, будь то DVD «6 фильмов в 1», поддельный Gucci, бутылка плохой водки или даже лекарственный препарат. Почему? Скорее всего, чтобы сэкономить деньги. Логично было бы предположить, что чаще всего к такому поведению склонны молодые люди с низким уровнем доходов, образования и эпизодической трудовой занятостью. Исследование выпускницы магистратуры соцфака НИУ ВШЭ Екатерины Храмовой, опубликованное в журнале “Экономическая социология”, частично опровергает эти предположения. Также оказалось, что многие люди, которые негативно относятся к контрафакту, могут при этом быть его потребителями («осуждаю, но покупаю») – данный феномен получил название амбивалентности отношения к контрафактной продукции.

В исследовании использовали 2222 человек, употребляющих алкогольные напитки, не репрезентативная по уровню образования (50% респондентов имели высшее образование, тогда как в реальности выпивают с той или иной частотой только 25% высокообразованных россиян). Вот какие факты можно вынести из исследования.

– 68% опрошенных заявили, что за последний год ни разу не покупали контрафакт ни в одной из предложенных им товарных категорий. 17% неосознанно приобрели поддельную продукцию, еще 15% сделали это сознательно.

– Социальные портреты покупателей и непокупателей контрафакта в целом различаются меньше, чем можно было бы подумать. Мужчины приобретают поддельную продукцию с вероятностью на 7% ниже, чем женщины, а люди с высшим образованием делают это с вероятностью на 6% ниже, чем люди со средним и средним специальным образованием. При этом чаще покупают подделки те, кто постоянно пользуется интернетом, – они покупают контрафакт на 15% чаще, чем те, кто чрезвычайно редко выходит в сеть. Это может быть связано с тем, что через онлайн-площадки реализуется значительная часть контрафактной продукции с обманом покупателя, предполагает автор исследования.

– Другое дело – сознательная покупка контрафакта. Как и предполагалось, чаще всего сознательно идут на покупку таких товаров более молодые категории населения, реже это делают люди со средним и высоким доходом. Удивительным является тот факт, что вероятность сознательной покупки контрафакта человеком с высшим образованием на 12% выше, чем человеком со средним или средним специальным.

– Если посмотреть на результаты по товарным категориям (сюда включаются как сознательные, так и неосознанные покупки), выяснится, что богатые (люди, считающие свой доход высоким) чаще остальных покупают поддельный алкоголь и чаще людей с низким доходом приобретают контрафактные косметику, а также аудио- и видеопродукцию. Что касается одежды, то здесь различий среди респондентов с разным доходом практически нет.

– Что же толкает людей на покупку контрафакта? Это в значительной степени зависит от типа товара. Результаты опроса о причинах сознательной покупки подделок представлены на графике ниже. Видно, что при покупке косметики, DVD или одежды основной мотив – экономический, в то время как поддельный алкоголь, лекарства и табак российские потребители расхватывают с полок ради экономии времени на выбор товара, видимо, особо не задумываясь, что эти категории товаров помогут им «сэкономить» разве что продолжительность их жизни.

Почему россияне покупают контрафакт?
% от тех, кто это делает

Источник: Е.Ф. Храмова. «Амбивалентность отношения потребителей к контрафактной продукции» / Экономическая социология. Т. 13. № 4. Сентябрь 2012

Если человек декларирует свое негативное отношение к контрафакту, это еще не значит, что он не станет его покупать. В особенности это касается одежды, а также аудио- и видеоматериалов (см. график ниже).

Доля людей, сознательно покупавших контрафактную продукцию, среди тех, кто отрицательно относится к контрафактной продукции
%

Источник: Е.Ф. Храмова. «Амбивалентность отношения потребителей к контрафактной продукции» / Экономическая социология. Т. 13. № 4. Сентябрь 2012