В студии дизайна АвтоВАЗа. Фото: ИТАР-ТАСС / Станислав Красильников

В 2014 году продажи автомобилей в России упадут на 6,5%, предсказывают аналитики группы компаний «АвтоСпецЦентр» (отчет есть у Slon). Причем по опыту прошлого года ясно, что пострадают главным образом отечественные производители.

В 2013 году российский авторынок упал на 5,5% (по количеству проданных машин). Но любопытно, что продажи отечественных брендов сократились на 16%, а иномарки, собранные в России, наоборот, стали покупаться на 9% чаще. Возможно, причина в том, что АвтоВАЗ менял модельный ряд и выпустил на 20,6% меньше автомобилей, чем в 2012 году. Но эксперты «АвтоСпецЦентра» считают, что дело не только в этом: пока доходы россиян росли, они старались приобрести автомобиль получше, и маркетологи иностранных брендов успешно спекулировали на стереотипах о ненадежности отечественных легковушек.

Начало этого года оказалось крайне сумбурным – обычно после Нового года продажи резко падают (в первые месяцы 2013-го они сократились на 17%), но на этот раз спад составил всего 2,8%. Минэкономразвития объясняет это страхом потерять сбережения из-за обесценивания рубля: опасаясь, что импорт вскоре резко подорожает, люди тратили все на большие покупки и товары длительного пользования. «Так, в первом квартале существенно усилился спрос на автомобили, верхнюю одежду, крупы, консервы, соль», – утверждает министерство в обновленном прогнозе на 2015–2017 годы (есть у Slon). 
Минпромторг интерпретировал ситуацию по-своему: раз продажи идут неплохо, то стимулировать их ни к чему. Он решил не продлевать программу льготного автокредитования, по которой государство субсидировало проценты по кредитам на любые автомобили стоимостью до 750 тысяч рублей. Между тем в этот ценовой сегмент как раз и попадает большинство отечественных машин.
К апрелю потребительский ажиотаж закончился – рубль перестал падать, а все, кто мог, автомобили уже купили. За четыре месяца 2014 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса, падение рынка достигло уже 4%. И дальше оно только усилится. Рост реальных заработных плат в этом году замедлится в четыре раза: с 5,3% в 2013 году до 1,4%, предупреждает Минэкономразвития. Затянув пояса, россияне будут все меньше тратить.
Спрос на отечественные машины упадет еще и потому, что Россия будет вынуждена снижать импортные пошлины на заграничные авто – этого требует соглашение с партнерами по ВТО. «В сложившейся ситуации государству ничего не остается, как выделять финансовую помощь на поддержку всей отрасли, – предупреждает генеральный директор «Ауди Центр Варшавка» Роман Приходько. – В 2014–2016 годах российские автопроизводители получат помощь из федерального бюджета на сумму 270,7 млрд рублей. Из них 162,4 млрд рублей будет потрачено на содержание рабочих мест».