© Howard McWilliam
Если возник спор с банком, то теперь не обязательно жаловаться Роспотребнадзору или идти в суд. Достаточно обратиться к финансовому омбудсмену, который разрешит конфликт. Соответствующий законопроект – «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» – подготовил Минфин.
Институт финансового омбудсмена существует и сейчас, но пока на добровольных началах, то есть участие организаций в нем не обязательно. И решить спорную ситуацию через него могут клиенты только 20–30 присоединившихся к омбудсмену компаний (банки, страховщики, микрофинансовые организации, коллекторские агентства). Принятие закона сделает обязательным присоединение всех банков и страховых компаний (остальные могут продолжить добровольное сотрудничество). Это означает, что пожаловаться можно будет на любой банк или любого страховщика: решение посредника будет обязательным к исполнению участником рынка.
Поводом для обращения станут требования клиента к банку на сумму до 500 тысяч рублей (первые два года переходного периода – до 200 тысяч рублей, действующий омбудсмен рассматривает споры на сумму до 300 тысяч рублей), к страховщику – до 100 тысяч рублей. Для клиента рассмотрение спора бесплатно, деятельность омбудсмена будет финансироваться за счет взносов участников. Для банков из топ-30 это 500 тысяч рублей в год (для остальных – 100 тысяч рублей), для страховщиков топ-20 – 300 тысяч рублей (остальным – 50 тысяч рублей).
Примечательно, что в рамках совместного со Всемирным банком проекта по финансовой грамотности Минфин поручил PricewaterhouseCoopers провести исследование, чтобы посмотреть, как институт финансового омбудсмена работает в других странах, и учесть международный опыт при разработке российского закона. Однако результаты исследования появились уже тогда, когда департамент Минфина, занимающийся законотворчеством, подготовил проект.
Slon приводит рекомендации PwC для построения финансового омбудсмена в России и сравнительный анализ моделей финансового омбудсмена в зарубежных странах.
Рекомендации PwC:
– централизованный единый офис, возможность создания технических офисов в субъектах РФ;
– стимулирование потребителей к обращению в службу по телефону или через официальный веб-сайт;
– установление на уровне закона перечня видов деятельности, при осуществлении которых организации обязаны участвовать в системе рассмотрения споров;
– единый омбудсмен на весь финансовый рынок;
– в круге заявителей могут быть: изначально – физические лица, после переходного периода – малые предприятия;
– установление максимального размера возмещения (по аналогии с максимальным размером возмещения по застрахованным АСВ вкладам);
– ограничение права на обжалование по существу (аналогично обжалованию решения третейского судьи).
Как институт финансового омбудсмена работает в других странах
Основание учреждения | Финансирование | Покрытие | Обязательность решения для сторон | Продолжительность рассмотрения споров |
Великобритания, Служба финансового омбудсмена | ||||
Закон | ежегодные сборы, плата за рассмотрение спора | весь финансовый сектор | для индустрии – да, для потребителей – нет | 91–180 дней |
Ирландия, Бюро финансового омбудсмена | ||||
Закон | ежегодные взносы | банковский, инвестиционный, страховой секторы | для индустрии – да, для потребителей – да | 31–90 дней |
Германия, Служба омбудсмена при союзе частных банков Германии | ||||
инициатива частных банков | за счет индустрии | частные банки | для индустрии – да (в пределах 5 тысяч евро), для потребителей – нет | 91–180 дней |
Канада, Служба омбудсмена по финансовым услугам и инвестициям | ||||
частная инициатива | за счет индустрии, ежегодные взносы | банковский, инвестиционный секторы | для индустрии – нет, для потребителей – нет | до 180 дней |
Италия, Служба омбудсмена по финансовым и банковским спорам | ||||
учрежден ЦБ, (распоряжение комиссии) | за счет индустрии, плата за рассмотрение спора (если в пользу заявителя), заявитель платит 20 евро | банковский сектор | для индустрии – нет, для потребителей – нет | 105 дней |
Австралия, Служба финансового омбудсмена и служба кредитного омбудсмена | ||||
частная инициатива | за счет индустрии | банковский, инвестиционный, страховой секторы | для индустрии – да, для потребителей – нет | до 180 дней |
Источник: PWC