Барак Обама © Reuters

Президент Обама «с тяжелым сердцем» подписал распоряжение о начале секвестра федерального бюджета США. В ближайшие семь месяцев расходы должны быть урезаны на $85 млрд, а в ближайшие пять лет – еще на $1,2 трлн. Попытки отложить секвестр либо оттянуть его начало (как это было сделано с повышением потолка суверенного долга) провалились. Палата представителей и обе фракции в сенате уперлись на своих вариантах изменений, и в результате решение об автоматическом секвестре бюджета, принятое в начале августа 2011 года, вступило в действие. Профсоюзы, лидеры бизнеса, демократы (и даже многие республиканские губернаторы штатов) крайне недовольны происходящим. Борцы с бюджетным дефицитом, сконцентрированные в палате представителей и консервативных think tanks, бурно радуются, но если читать между строк, то понимают, что последствия исполненного решения могут оказаться политически невыигрышными для них самих. 

В свое время решение об автоматическом секвестре бюджета США принималось в рамках переговоров о потолке госдолга. Специальная комиссия конгресса так и не смогла определить, а конгресс – одобрить до конца 2011 года пакет мер по бюджетной стабилизации. Многие конгрессмены откровенно хотели хорошо выглядеть в политическом отношении, но предпочли переложить трудные решения на следующий состав конгресса. Республиканцы к тому же рассчитывали на взятие Белого дома или большинства в обеих палатах конгресса на выборах в ноябре прошлого года. Поэтому демонстративная забота о финансовой дисциплине без реального сокращения расходов (крайне нежелательного в ослабленной кризисом и анемичной экономике США) и породила такой приговор с отсрочкой. Но политический расклад за два года не изменился, выборы уже прошли. В итоге паралич при принятии решений способствовал тому, что решение, которое никто не хотел исполнять, начало реализовываться в неизменном виде.

Сам секвестр затрагивает далеко не всю расходную часть бюджета. Под «обрезание» не попадают пенсионные расходы и львиная доля расходов на оплату медицинских услуг для пенсионеров, сирот и инвалидов (в реальности это крупнейшая статья федеральных расходов, в существенной части идущая через специальные внебюджетные страховые программы). 95% сокращения расходов придется на «плавающие» статьи военных и гражданских расходов, составляющие всего около 30% от общих расходов американского федерального бюджета. 

Хотя бюджетный топор был занесен конгрессом, конкретные меры принимает президент Обама и его министры. И, судя по данным о содержании и распоряжениям о конкретных мерах, политические резоны – перенести ответственность на республиканцев в конгрессе и позиционировать себя как защитника здравого смысла – преобладают. Во-первых, массовых увольнений (например, в Пентагоне, где работает около 800 тысяч человек гражданского персонала) может и не случиться – они будут заменены неоплачиваемыми отпусками (на один день в неделю или две недели). Во-вторых, перевод вины на конгресс: сокращения госуслуг должны быть демонстративными (уменьшение числа инспекторов по авиационной безопасности или же часов работы национальных парков). В-третьих, быть чувствительными в избирательных округах наиболее закоренелых противников президента (в первую очередь это южные и сельские округа, где много военных баз и национальных парков, которые пострадают от грядущих сокращений относительно больше).

Как и в 1995–1996 годах, когда упертость конгресса привела к прекращению предоставления государственных услуг в течение четырех недель (в два приема), администрация рассчитывает, что давление недовольных избирателей заставит большинство в нижней палате смягчить свою позицию и быть более сговорчивыми на больших переговорах о бюджете, которые должны быть завершены до конца марта. С высокой вероятностью, существенная часть секвестра будет нивелирована изменением прогнозов, ростом наименее заметных налогов и сборов, сокращением субсидий, – но с минимизацией ущерба для федеральных служащих. 

Негативные последствия секвестра для американской экономики станут опасными, только если меры по сокращению расходов будут реализовываться как минимум несколько месяцев, а не отыгрываться назад с компенсацией хотя бы зарплат госслужащих. Американская экономика, будучи большой и крайне инерционной, не сразу переварит последствия – более того, весной идут возвраты переплаченных налогов за 2012 год. Поэтому эффект будет растянут, а если секвестр отменят, то и последствий не будет. 

Решение может способствовать росту популярности Обамы, как в свое время «закрытие правительства» разыграл в свою пользу Клинтон. На фоне $3,5 трлн ежегодных расходов экономия $85 млрд выглядит не слишком значительной. Более того, данные об исполнении бюджетов штатов показывают, что существенная часть сокращений будет компенсирована ростом доходов и расходов на муниципальном и штатном уровне. 

Но даже полное исполнение секвестра не должно привести к катастрофе и существенному снижению экономической активности (в среднем по стране для отдельных штатов болезненность будет существенно выше). Это не делает секвестр более разумным – для экономии расходов и стабилизации долговой ситуации, активность по удлинению сроков долга по нынешним крайне низким (в долгосрочном периоде) ставкам была бы значительно полезнее. Пока обслуживание госдолга стоит почти вдвое дешевле по сравнению с пиком предыдущей долговой истерии конца 1980-х, что дает существенное поле для растяжки выплаты долга, которую будет проще поддерживать после восстановления экономического роста.