Рустам Тарико. Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости

Владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико хотел бы подмять под себя лидера российского рынка крепкого алкоголя Central European Distribution Corporation (CEDC), которая владеет брендами «Зеленая марка», Parliament, «Столичная», «Путинка» и другими. Но (логично!) не собирается тратить на это слишком много денег. Миллиардер сделал CEDC крайне невыгодное предложение о покупке почти 16% акций. Так, еще в феврале «Русский стандарт» предлагал компании $7 за акцию, сейчас – уже $5,25. Хотя, конечно, даже второе предложение выше рыночной цены – $4,5.

В конце прошлого года Рустам Тарико уже консолидировал 9,9% акций CEDC, торгующихся на бирже, на очень выгодных для себя условиях. Это максимум, который можно получить, не рискуя проглотить «отравленную пилюлю». Потому в начале февраля владелец «Русского стандарта» направил совету директоров польской компании предложение по увеличению своего участия в ее капитале. Бизнесмен был готов обменять принадлежащие ему конвертируемые облигации CEDC, которые необходимо погасить в 2013 году, на общую сумму в $103 млн на дополнительные акции компании по цене $7 за бумагу. В результате «Русский стандарт» стал бы обладателем 25% CEDC, что позволило бы ему участвовать в управлении компании и даже возглавить совет директоров. Также Тарико готов был передать в российский дистрибуторский портфель CEDC бренды как самого «Русского стандарта», так и импортируемые, в обмен на увеличение доли до 32,99%.

Теперь он предлагает инвестировать в польскую компанию $100 млн, из которых $30 млн пойдет на покупку акций нового выпуска, но уже по цене в $5,25. Это позволит «Русскому стандарту» стать владельцем 16% CEDC. На оставшиеся $70 млн CEDC должна выпустить дополнительные облигации со сроком погашения через год и передать их «Русскому стандарту». По истечении этого срока «Русский стандарт» сможет обменять их на акции CEDC по той же фиксированной цене в $5,25, после чего его доля возрастет до 28%.

Почему Тарико думает, что может получить блокпакет в CEDC дешевле? На компанию с выручкой в $0,88 млрд за 2011 год давит долг в $1,3 млрд. Неудивительно, что на несет убытки ($0,1 млрд). Бедственное положение, в котором оказался производитель водки №1 в России, вызвано исключительно неграмотными шагами 3-5-летней давности. Ее долг складывается не из кредитов конкретных предприятий, которые занимают сильные позиции на рынке, а центрального офиса, купившего на заемные деньги российские активы по цене в полтора раза выше, чем они реально стоили. Плюс непонятное для меня приобретение компании Whitehall за $300 млн. На мой взгляд, она вообще не была нужна CEDC: водочники никогда не были сильны в продвижении винной продукции и наоборот. А теперь этот актив даже выгодно продать не получится. 

Предложение Тарико – не единственное, но остальные выглядят не лучше. Еще один претендент на активы CEDC – владелец группы Coalco Василий Анисимов, недавно расставшийся с долей в «Металлоинвесте». Он хочет просто обменять свои алкогольные активы на 20% акций компании. Такой обмен для CEDC, скорее всего, был бы не очень выгоден.

Сегодня CEDC держит на одной чаше весов самостоятельность, на другой – финансовый крах. Если компания договорится с Тарико на его условиях, с учетом того, что другой известный предприниматель Марк Кауфман (владелец водочного бренда Kauffman) также консолидировал 9,6% акций холдинга, российской стороне будет принадлежать больше 40%. Но я почти уверен, что CEDC не примет условия ни Тарико, ни Анисимова. По одной простой причине: оба эти варианта не слишком улучшат финансовое состояние компании. $100 млн, которые CEDC получит от Тарико, позволят ей погасить только краткосрочные долги, не решив основной проблемы. Ну, переживет компания еще год, а дальше что? Поэтому польский холдинг, скорей всего, продолжит поиски реального стратегического инвестора, который помог бы на лучших условиях. Помимо транснациональных компаний вроде Diageo или Pernod Ricard, это могут быть российские компании и инвестиционные фонды. 

В то же время на мировом рынке водки немало других привлекательных активов, выставленных на продажу. Например, на днях стало известно о продаже бренда Sobieski французским алкогольным холдингом Belvedere за €200 млн (кстати, тоже из-за необходимости гасить долги). Для международных монстров такое предложение может показаться более интересным и менее рискованным, чем партнерство с CEDC, все-таки Sobieski – международный бренд. Кроме того, не всякий инвестор рискнет залезть на сегодняшний российский алкогольный рынок с его неясными перспективами – а именно на нем CEDC зарабатывает без малого две трети своей выручки. Что будет завтра с алкогольной политикой государства, никто наверняка сказать не может. Что говорить, если всерьез обсуждаются такие шаги, как создание водочной госмонополии