Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Российский бюджет засекречен более чем на 12%, хотя еще в 2004 году доля секретных расходов была менее 10%. Такие данные следуют из расчетов Гайдаровского института, сделанных на основе федеральных бюджетов 2004–2011 годов и проекта бюджета на 2012 год. Закрыты для общественности не только, скажем, статья «Ядерно-оружейный комплекс» (засекречен на 100%), но и такие невинные позиции, как «Дошкольное образование» (секретно 3,58% расходов), «Жилищное хозяйство» (15,02%) и «Физическая культура» (48,6%).
Мы публикуем таблицу с долей секретных расходов бюджета с сокращениями (полная версия и методология – в октябрьском докладе Института Гайдара). Проще всего сравнить Россию и США по доле секретных расходов в военной части бюджета. Доля гостайны в статье «Национальная оборона» выросла с 38,4% до 48,6% с 2004 по 2012 год. В военном бюджете США – свои особенности. В прошлом году объем тайных статей бюджета достиг рекордной в абсолютном выражении величины в $50 млрд (для сравнения: весь военный бюджет России нынешнего года примерно равен $30 млрд). Впрочем, в силу того, что бюджет секретный, объем его тоже секретен и оценивается приблизительно и разными экспертами по-разному. Например, «Центр анализа стратегии и бюджета» (Center for Strategy and Budget Assesment) оценивает долю засекреченной части военного бюджета США в 15–20% в зависимости от года. Сравните с нашими 40–50%!
Как засекречивали Россию?
Доля секретных ассигнований в федеральном бюджете, %
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Расходы федерального бюджета в целом | 9,83 | 11,33 | 11,80 | 10,33 | 11,92 | 10,01 | 10,46 | 12,25 | 12,15 |
В том числе | |||||||||
Государственный материальный резерв | 93,33 | 82,86 | 89,23 | 92,18 | 90,17 | 85,01 | 85,08 | 88,15 | 85,71 |
Фундаментальные исследования | – | 2,13 | 1,22 | 1,12 | 0,97 | 0,78 | 0,32 | 0,66 | 2,89 |
Органы внутренних дел | 3,01 | 4,76 | 6,31 | 5,16 | 4,97 | 3,70 | 4,30 | 6,56 | 3,42 |
Внутренние войска | 11,10 | 11,76 | 10,31 | 9,80 | 10,25 | 8,19 | 8,28 | 7,89 | 4,77 |
Органы безопасности | 98,91 | 97,80 | 95,49 | 97,31 | 99,05 | 99,61 | 97,05 | 99,87 | 99,56 |
Органы пограничной службы | 22,88 | 100,00 | 98,97 | 97,62 | 100,00 | 99,47 | 98,61 | 99,11 | 99,09 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики | – | – | – | 5,23 | 5,84 | 4,49 | 5,61 | 12,07 | 15,24 |
Жилищное хозяйство | – | – | 4,22 | 5,69 | 15,97 | 12,91 | 20,79 | 25,04 | 15,02 |
Дошкольное образование | – | 2,03 | 2,17 | 2,44 | 2,48 | 2,45 | 3,91 | 5,00 | 3,58 |
Культура | – | 0,14 | 0,10 | 0,16 | 0,10 | 0,14 | 0,09 | 0,14 | 0,14 |
Физическая культура | – | – | – | – | – | – | – | 53,51 | 41,53 |
Национальная оборона | 38,40 | 42,06 | 42,77 | 45,33 | 46,14 | 48,09 | 46,42 | 47,73 | 48,60 |
В том числе | |||||||||
Вооруженные Силы Российской Федерации | 36,11 | 33,07 | 35,59 | 37,11 | 39,04 | 40,21 | 39,03 | 41,50 | 42,97 |
Мобилизационная подготовка экономики | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Ядерно-оружейный комплекс | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Примечание: прочерк означает, что секретные расходы отсутствуют или их невозможно определить из-за изменения структуры классификации статей бюджета
Источник: Гайдаровский институт