Фото: Reuters

В прошлом году Китай, по официальным данным, впервые стал лидером мировой торговли, обойдя США: его оборот достиг $4,16 трлн. Но этот результат скорее иллюзорный и не должен скрыть тот факт, что Пекин нуждается в трансформации своей торговой модели. Об этом пишет экономист и эксперт по Китаю Чжан Монан в статье «Фокусы китайской торговли» на Project Syndicate.

С 1990-х годов Китай практикует давальческую схему (processing trade), при которой импортирует полуфабрикаты из одних стран, обрабатывает или собирает их, а затем экспортирует. В результате доля промежуточного продукта в общем торговом обороте неизменно растет, и если в мире на промежуточные товары приходится 28% экспорта, то в Китае это 40%.

Зависимость Китая от деятельности, не добавляющей стоимость, – это следствие того, что Китай исторически испытывал серьезные проблемы с инвестициями в исследования и разработку, считает автор. Долгое время страна преодолевала этот дефицит с помощью низкой стоимости труда, но сейчас зарплаты там начали расти, так что традиционное китайское преимущество быстро тает. Одновременно Китай зарабатывает на экспорте гораздо меньше, чем развитые страны вроде США, которые поставляют технологичный продукт с высокой добавленной стоимостью. Наконец, торговые показатели Китая также раздувает реимпорт (в частности, из Гонконга), который с 2000 года вырос в 12 раз.

С учетом всего этого, по мнению Чжан Монан, положительное сальдо торгового баланса Китая с США можно уменьшить на 36%; в торговле с другими странами ситуация аналогичная.

Таким образом, пишет автор, тот факт, что Китай сделался лидером мировой торговли, – это не «поворотный момент» и не историческая веха, о которых поспешили объявить китайские лидеры. В реальности настоящего лидерства Китаю удастся добиться только тогда, когда китайская промышленность улучшит свои позиции в мировых стоимостных цепочках. А сделать это можно будет, только если Пекин начнет инвестировать в НИОКР, здравоохранение и образование, если страна вырастит собственные транснациональные корпорации и если Китай озаботится построением более продвинутых торговых отношений со странами Азии, Европы и США.