«Российские железные дороги» утвердили техническое задание на электропоезд с двухэтажными вагонами – как в Европе. Начать их производство «Трансмашхолдинг» совместно с французской Alstom собирается в 2014 году: возможно даже некоторые из них будут использованы в рамках Зимней олимпиады в Сочи. Однако в первую очередь двухэтажные экспрессы предназначены не для пригородных, а межрегиональных маршрутов. Двухэтажные составы будут курсировать между Москвой и близлежащими областными центрами – Владимиром, Калугой, Рязанью, Тверью, Тулой, Ярославлем. В дальнейшем возможно их появление на других маршрутах протяженностью до 700 км. Вагоны повышенной вместимости не помешали бы и в московских пригородах. Но, возможно, в РЖД заранее думают о тех своих пассажирах, которые привыкли ездить в часы пик на крышах электричек – забраться таким образом на двухэтажную электричку им будет значительно сложнее.

К 2018 году, то есть к чемпионату мира по футболу, который потребует действительно больших мощностей по переброске пассажиров между регионами, РЖД надеется построить сеть скоростных магистралей. Но для двухэтажных составов тоже найдется место. Дело в том, что действительно высокоскоростных магистралей (с ориентиром 300–350 км/час) появится в лучшем случае три: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань – Екатеринбург и Казань – Самара (см. карту). Между остальными городами, которые будут принимать мундиаль, монополия намерена пустить поезда «а-ля Сапсан» с ориентиром скорости в 160–200 км/час, причем более реальна как раз нижняя граница диапазона. А в техзадании как раз указано, что новая электричка должна будет развивать скорость до 160 км/час. 

Базовая модель – вагон с четырехместными купе – рассчитана на проезд 64 пассажиров, которые будут размещаться в 16 купе (по 8 на первом и втором этажах). В СВ-вагоне сможет разместиться 30 человек, которые смогут воспользоваться даже душевой кабиной. В задней части каждого вагона планируется разместить три туалетных комнаты. Также в ТМХ говорят об установке современных систем кондиционирования, аудио-видео трансляций, световых табло и систем доступа в купе с электронными ключами.

На самом деле, история с двухэтажными вагонами в России тянется с 2009 года (в этот раз сотрудники ТМХ даже не слишком старались переделать пресс-релиз), а конкурс на их закупку монополия объявляла еще в марте 2008 года. Конечно, специально переоборудовать или как-то «поднимать» провода для новых поездов не требуется – они выше всего на 70 см, а потому впишутся в существующую инфраструктуру РЖД. Но тогда сначала помешал кризис, затем перемены в структуре акционеров самого «Трансмашхолдинга». Фактически же ТМХ двухэтажные вагоны уже подготовил и новое техзадание касается, главным образом, локомотивов для них.