© Геннадий Гуляев/Коммерсантъ

Накопительная составляющая пенсионной системы: сохранить, ликвидировать или урезать? Это главный вопрос уходящего года и главный компромисс. На следующий год взят тайм-аут: пока россияне будут выбирать – копить 6% или только 2%, эксперты продолжат доказывать правительству, что отменять накопительный элемент нельзя. «Следующий год будет веселеньким, – говорит глава Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. – Весь год государство будет поливать НПФы гадостью: будут рассказывать и мифы, и сказки, и страшилки и делать все, чтобы отвернуть от них народ. А мы им, кстати, будем благодарны, потому что, как правило, такие кампании вызывают ровно обратный эффект». 

Вот главные проблемы российской пенсионной системы, по мнению Константина Угрюмова.

Государству плевать на граждан, на их возможности и выбор. В Польше такая же пенсионная система, как у нас. Там пять лет людям объясняли суть реформы, только потом началась реформа. У нас же десять лет идет реформа, людям никто ничего так и не объяснил. А потом сказали: «Вы знаете, ребята, чего-то мы тут ошиблись. Вернее, ошиблись не мы, а те, кто тогда принимал решения. А мы такие молодцы, мы сейчас все у вас отберем, и у вас будет счастье тогда, когда нас не будет». Вот такая прелесть: «тогда, когда нас не было, приняли решение, но оно было ошибочное; теперь мы хотим принять правильное решение, но отвечать за реализацию этого решения будем не мы». Доказывать этим людям, что они должны позаботиться о народе, очень сложно. Они хотят получить сегодня денег на реализацию сегодняшних обещаний. Это основная цель стратегии. И цинизм этих решений очевиден и не поддается сомнению. Я лично на заседании российской Трехсторонней комиссии им об этом говорил. Там же я спрашивал Ольгу Юрьевну Голодец: «Что вы будете делать через 20 лет?» – и получил ответ: «Нас это не интересует. И нечего нас пугать, нам нужны деньги сейчас». Это не разговор в кулуарах, а ответ при всех, у меня 400 человек свидетелей. В России отсутствует документально оформленная нормативная база. Актуальная проблема российской пенсионной системы – это то, что на данный момент нет никаких документов. На сегодняшний день единственный документ, который существует, – это некие тезисы про будущее пенсионной системы, которые называются Стратегией. Там нет ни расчетов, ни прилагаемых документов – ничего там нет, только тезисы, которые постоянно меняются. В стране нет и контроля над этой частью рынка. У нас такая система контроля, при которой регулярно неожиданно выясняется, что уполномоченный федеральный орган не хочет по какой-то причине проверять те фонды, у которых, допустим, до сих пор не выполнено лицензионное требование по уставному капиталу. А у нас таких за сотню. Ну это же хлопотно! Поэтому и получается, что приходят люди, а в фонде денег нет. Почему? Да потому что это был небольшой фонд, работал все время как пенсионная касса, то есть через него предприятие выплачивало просто дополнительную пенсию, потом предприятие ушло из фонда, поступления закончились, и все. Но это не проблема фондов, это проблема уполномоченного федерального органа, который призван следить за этим и регулировать эту деятельность. Мне очень не хочется кидать камень вслед ФСФР, но они предпочитают ходить по крупным фондам и выискивать незначительные недостатки, вместо того чтобы заниматься ликвидацией мелких фондов. Поэтому мы категорически приветствуем передачу регулирования под крыло Центрального банка. Мы очень надеемся, что в этом случае контроль за деятельностью НПФ резко усилится.