Сторонники копирайта говорят, что усиление охраны интеллектуальной собственности помогает авторам больше зарабатывать, а значит – побуждает их к творчеству. Так ли это?

Об этом можно рассуждать не только теоретически, но и проверить на практике, поскольку жизнь уже поставила свой эксперимент. Меган МакГарви из Бостонского университета и Петра Мозер из Стэнфорда изучили данные о гонорарах английских писателей начала XIX века, а точнее – с 1800 по 1830 год. Дело в том, что в 1814 году в Великобритании был принят закон, увеличивавший срок, в течение которого государство защищало права интеллектуальной собственности на литературные произведения: с 28 лет до конца жизни – живым авторам, и с 14 до 28 лет – для умерших авторов. Потому данный случай поможет определить непосредственное влияние копирайта на отчисления книгоиздателей одним и тем же авторам – до и после закона. Кстати, чтобы попасть под охрану государства, необходимо было выставить экземпляры книг в 11 библиотеках, то есть для читателей того времени существовала альтернатива покупке книг.

Так вот, авторы доклада установили, что средние единовременные гонорары писателям, которые они получали от издателей, после 1814 года утроились – со 164 фунтов стерлингов до 495 фунтов (везде в фунтах 1800 года). Кстати, с учетом инфляции получается, что средний гонорар за книгу в те времена составлял около $50 тысяч в современных деньгах (495 фунтов 1800 года). Это при том, что годовой доход среднего британца в те же годы был около $3 тысяч, опять-таки в переводе на современные доллары.

Но если исключить из расчетов гонорары сэра Вальтера Скотта, то изменения будут гораздо меньше – со 155 фунтов в среднем до 1814 года до 250 фунтов после. Дело в том, что книги Скотта хорошо продавались, и к тому же до принятия закона он успел опубликовать лишь одно произведение, а после – целых 15. Его доходы на фоне заработков других авторов поражали. Вот самые прибыльные четыре произведения (гонорар + последующие отчисления):

5928 фунтов – за «Пирата» (1822 год); 4504 фунта за вторую часть «Хроник Кэнонгейта» (1828); 4455 фунта за роман «Анна Гейерштейнская» (1829); 4417 фунтов за роман «Роб Рой» (1818).

В тех случаях, когда соглашение с издателем предусматривало не только одноразовую выплату гонорара, но и регулярные отчисления от продажи книг, ситуация усложнялась. Увеличившийся срок действия копирайта стимулировал издателей к спекуляциям – книги тогда стоили дорого, и купить недавно вышедшую книгу могли только состоятельные люди. В те годы книга стоила около 1 фунта. Рабочему нужно было трудиться и не тратить денег две недели, чтобы заработать на нее. Издатели держали цены высокими, пока не убеждались, что спроса на книгу по высокой цене больше нет, и лишь затем постепенно снижали цену. Некоторые авторы просто не дожили до основных продаж. В результате основную выгоду от введения копирайта извлекли молодые писатели и наследники пожилых творцов.

Что эти данные говорят нам спустя два века? Возможно, что делать срок действия копирайта очень длинным не имеет смысла с точки зрения поощрения авторов за творчество – это приведет к завышению цен, а деньги самому автору могут и не достаться.