Фото: ИТАР-ТАСС

Фармацевтический бизнес, которым я занимаюсь более десяти лет, – одна из наиболее регулируемых государством отраслей производства. Здесь контролируется почти все: от выдачи прав на производство лекарств до цен в аптеках. Более того, в ряде случаев государство является и покупателем всех этих таблеток и растворов. Тогда круг совсем замыкается.

Теоретически, столь пристальное внимание государства к отрасли оправдано. Это почти прямая ответственность за жизнь и здоровье граждан. С такой точки зрения, контроль нужен несомненно. Увы, на практике большое влияние госаппарата в нашей стране приводит к злоупотреблению служебными полномочиями. Вместе с прорехами в российском законодательстве, которые в последние годы принято называть коррупциогенным фактором, дает взрывоопасную смесь. Для фармацевтической отрасли такой головной болью стал вcтупивший в силу осенью прошлого года закон «Об обращении лекарственных средств». Примеров его уязвимости масса. 

Один из многих: нигде точно не обозначено, как обосновывать необходимый для клинических исследований объем компонентов. Чиновник Минздрава может предлагать варианты обоснования по своему разумению. И пока он выдвигает все новые и новые требования, фармацевтическая компания поневоле задумывается, чем заняться вместо запланированных научных исследований.

Схожая ситуация с выдачей разрешений на клинические исследования. Выслав в уполномоченный департамент один и тот же пакет документов дважды за короткий промежуток времени, вы можете получить разные ответы. В суде, где рассматривалось такое дело, одна из сотрудниц Минздрава на вопрос: «Как вы объясните, что в новом отказе появились новые замечания», – ответила: «Мы более тщательно провели проверку документов с учетом того, что компания обратилась в суд».

В такой ситуации, когда от тщательности проверки зависит судьба твоего бизнеса, рано или поздно задумаешься: как перевести отношения с профильными чиновниками из плохой службы в плодотворную дружбу? В общем-то, зачастую так и происходило раньше, до нового закона. Кто-то начинал дружить, кто-то предпочитал становиться в очередь и честно ждать. Но, как бы плохо ни было вчера, теперь стало еще хуже. Не осталось выбора ждать или не ждать. Правила работы с чиновниками в российском фармсекторе явно изменились.

Раньше «поощрения» брались за помощь, то есть чтобы чиновник сделал свою работу. Теперь взятки берут с конкурентов, чтобы что-то не делать: не принимать документы, не выдавать разрешения, не отвечать на запросы по существу. Иными словами, раньше вы относились к той категории бизнесменов, которая обслуживалась чиновниками в порядке общей очереди. Теперь, не меняя правил игры, вы автоматом переходите в категорию «необслуживаемых».

Что же делать, когда от твоего желания или нежелания дружить с госчиновниками не зависит успех бизнеса? Тем более, кто-то более дружелюбный уже завел более крепкую дружбу, разрушить которую ты не в состоянии? Ответ на поверхности. С бюрократами нужно бороться их же методами. В нашем случае это были судебные иски и обращения в ФАС. Практика «Биокада» показала: такой механизм борьбы с «ничегонеделанием» действительно работает. В большинстве судебных разбирательств и проверок ФАС незаконность действий чиновников Минздравсоцразвития признавалась, и вскоре эти нарушения устранялись.

Наверно, странно звучит, но российский суд имеет влияние на структуры правительства, как бы часто его ни упрекали в обратном. Не стоит пугаться скорости принятия судебных решений и возникающих в ходе разбирательств издержек. Исходя из своего опыта, могу сказать, что формальное разрешение конфликтных ситуаций, как правило, происходит быстрее и обходится дешевле.