Фото ИТАР-ТАСС / Расул Яричев
В четверг Минрегион назвал Чечню и Ингушетию одними из самых эффективных регионов в расходовании средств по итогам прошлого года – за это республики получат бюджетные гранты 200–300 млн рублей. Сейчас эти деньги нужны им, как никогда. В ближайшие три года серьезный дефицит бюджета ожидается по всей России – от нефтяных Тюмени и Ханты-Мансийска до столицы. Более бедным регионам в 2014 году не хватает до четверти всех доходов, а дополнительные субсидии из центра заткнут дыру лишь на 10–12%.
Если профицитные регионы исчезают, кто будет кормить страну? Сколько в России субъектов-доноров и почему теперь денег не хватает даже им? Путаница в этом вопросе возникла в 2000-е годы, когда правила формирования региональных бюджетов трижды менялись. В итоге до 70% налогов, собранных на местах, теперь достается федеральному центру. Он аккумулирует основные деньги и перераспределяет их между всеми субъектами – так происходит выравнивание бедных и богатых регионов. При этом, как отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, значительная часть субсидий и дотаций не отражается в общем консолидированном бюджете – она идет через отдельные министерства и нигде не суммируется воедино. «Оценить долю выплат из центра на все федеральные программы и объекты в регионах мы не можем. Если и существуют сводные данные, они находятся в закрытом доступе», – подтверждает главный эксперт отдела методологии межбюджетных отношений Минфина Евгений Домбровский.
Однако основные финансовые потоки из регионов в федеральную казну и обратно все же можно проследить по открытым данным Минфина и Федеральной налоговой службы. Slon сопоставил эти цифры (данные в формате Excel) и выяснил, что 35 из 83 субъектов сейчас отдают больше, чем получают. По итогам 9 месяцев этого года их налоговые отчисления в центр превышают все субсидии, дотации и другие доплаты из федерального бюджета, фиксируемые Минфином. В отличие от Slon, его эксперты считают, что при подсчете регионов-доноров и получателей выплаты из центра на федеральные программы учитывать не нужно. Поэтому в собственных рэнкингах министерства (они считаются по итогам года и не публикуются) из расчета исключены федеральные субвенции. По этой методике доноров на пять больше – 40.
Больше всего субвенций в этом году получили Москва и область, а на седьмом месте Краснодарский край – через полтора месяца там начнется сочинская Олимпиада. «Включать субвенции в расчет или нет, зависит от задачи. Я считаю, что реальных доноров, чей вклад в экономику гораздо серьезнее, чем то, что они получают, – не больше 10. При этом, если вы посмотрите на стоимость социальных услуг населению, где-то она окажется на порядок выше, чем в других регионах. То есть любая модель расчета всегда будет неполной», – объясняет директор Центра региональных исследований ВШЭ Ирина Ильина.
Главные доноры по рэнкингу Slon – ХМАО, Москва, ЯНАО и Санкт-Петербург – за 9 месяцев этого года отдали стране «чистыми» от 140 млрд до 1,1 трлн рублей. Ключевые получатели – Якутия, Дагестан, Чечня, Хабаровский край и Камчатка – выиграли от перераспределения 26–48 млрд рублей. А федеральный бюджет – 2,9 трлн рублей: он собрал с регионов 4 трлн рублей налогов и вернул им в сумме 1 трлн рублей.