Кто сегодня составляет Топ-10 игроков на рынке электронной коммерции? Точно это определить невозможно. Есть только разные оценки, и мы, например, понимаем, что рынок еще слишком не прозрачен для того, чтобы сделать авторитетный и признаваемый рейтинг. В тех рейтингах, что публиковались до сих пор («Секрета фирмы» и InSales), данные разнятся очень сильно: магазинов, которые раскрывают данные о выручке, не так много (это, например, Ozon, Svyaznoy, Ulmart), а по остальным далеко не всегда разные методики приводят к одним и тем же результатам.

Например, если говорить о крупнейшем интернет-магазине, то здесь есть сразу несколько претендентов. Во-первых, магазин продуктов питания Utkonos, который был лидером по результатам 2010 года – тогда это было очевидно, и ни у кого не вызывало сомнений. Но сохранил ли он первенство в 2011-м – вопрос открытый, так как продажи у него особо не росли, в отличие от других онлайн-магазинов. В любом случае он, безусловно, входит в тройку лидеров. В нее также входит Ozon и, возможно – Exist.ru. Последний наименее публичен и заметен из крупных игроков рынка, работая в относительно небольшом сегменте автозапчастей, но за счет того, что он является в нем безусловным лидером, он оказался среди крупнейших интернет-магазинов, и, более того, если верить заявлениям представителей самой компании, именно Exist.ru является крупнейшим по обороту интернет-магазином в России с оборотом около $600 млн в год. 

Крупнейшие интернет-магазины России


Сайт

Категория

Оборот (млн рублей в месяц)

Уникальных посетителей в месяц (тысяч человек)

citilink.ru Электроника 786,2 1 325
exist.ru Авто- и мотозапчасти 750 2 104
utkonos.ru Продукты 750 223
ulmart.ru Электроника 563,8 1 998
digital.ru Электроника 483 1 078
ozon.ru Гипермаркет 475 14 729
kupivip.ru Одежда, обувь 443,5 141
wildberries.ru Одежда, обувь 439,4 5 290
mvideo.ru Электроника 359,1  3 548
softkey.ru Электронный контент 349 531

Источник: «Секрет фирмы»


Вторая часть истории – это те, кто может попасть в пятерку, уступая вышеперечисленным компаниям по обороту, но имея большой потенциал роста и возможность в перспективе составить им конкуренцию. Например, это связка Svyaznoy и Enter – два отдельных бренда с разными командами, но общими владельцами и естественной координацией стратегии, так что в долгосрочной перспективе о них все равно имеет смысл говорить как о едином тандеме. Svyaznoy, очевидно, является одним из наиболее успешных примеров выхода офлайновой сети в онлайн. Ну, а Enter – это интересная попытка выхода за пределы исконного сегмента, хотя пока и рано говорить о его успешности или неуспешности.
Еще одно направление, где можно искать будущих мегаигроков, – это сегмент одежды. Общая картина: в этом сегменте есть несколько больших онлайн-продавцов (KupiVip, Wildberries, OTTO Group) и нет явного лидера. Он появится, если кому-то из них за счет масштабного и эффективного маркетинга получиться создать бренд, который бы ассоциировался с покупкой одежды в интернете, как когда-то Ozon ассоциировался с книгами, а Exist – с запчастями. С одной стороны, онлайн-продажи одежды – это уже большой рынок (бум на нем начался еще два года назад), с другой, если учесть количество потенциальных покупателей и пока невысокую частоту покупки – у этого рынка еще огромный потенциал роста. Вопрос только в том, кто из ныне присутствующих игроков сможет потенциал использовать. Здесь есть свои сложности, но зато маржа гораздо больше, чем, например, в сегменте электроники, и есть возможности за счет этой маржи выстраивать более качественный сервис, логистику и систему продвижения. Если в основе рынка электроники до сих пор лежит ценовая конкуренция (хотя уже меньше, чем раньше), то на рынке одежды идет конкуренция брендов. 
Если возвращаться к рейтингу «Секрета фирмы», то в нем среди лидеров присутствует ряд игроков, которые в действительности ни по нашим данным, ни по оценкам участников рынка не входят в первую пятерку или даже десятку. К примеру, такие компании, как Citilink, Ulmart, Digital – это, безусловно, заметные игроки (а Ulmart – мой любимый интернет-магазин электроники), но они не могут претендовать на лидерство по объемам продаж. Это видно даже из существенной меньшей, чем у конкурентов, географии их деятельности.
Какие направления будут локомотивами роста в ближайшее время? Дефицит предложения нарастает в сегменте продуктов питания, где Utkonos остается единственным крупным игроком. Здесь очень высокий порог входа – надо выстраивать большую сложную логистику, быстро наращивать продажи, чтобы отбивать затраты, а также идти на большие инвестиции в продвижение. Из-за сложностей многие боятся идти в этот сегмент – даже Х5, анонсировав свой интернет-проект, запустила в итоге непродуктовый магазин. Что-то делает «Ашан» – но это пока сыро и не особо неинтересно, так что существенным спросом со стороны покупателей не пользуется. Быстро развивается рынок детских товаров, но его доля в структуре электронной коммерции существенно не вырастет, так как количество детей – предельная величина. Она ограничена, поэтому тот, кто станет безусловным лидером в этом сегменте (если такой доминирующий игрок появится), будет претендовать на место в первой десятке общего рейтинга российского рынка e-commerce, но не в пятерке. Стоит добавить, что на данный момент от роста сегмента детских товаров в первую очередь выигрывают универсальные магазины: Ozon, Enter, Wikimart и другие.
В любом случае, потенциальных точек роста в области электронной коммерции много. Даже внутри сегмента электроники периодически выстреливает то одна категория (как в последние два года – планшетники и ноутбуки), то другая. По нашим оценкам, в текущем году общий объем рынка интернет-торговли в России составит (включая онлайн-продажи билетов) около 400 млрд рублей – с ростом более чем на 25% относительно 2011 года.