Усилия борцов за экологию вместо того, чтобы сделать планету чище, делают ее грязнее. Виной всему – потребление, которое человечество превратило в религию. Об этом пишет журналист The New Yorker Дэвид Оуэн в книге «Дилемма: Как научные новшества, увеличенная эффективность и благие намерения могут усугубить наши энергетические и климатические проблемы». Хоть основная идея не нова, но книга цепляет – свежие примеры ранят в самое сердце американских снобов, считающих, что сделать мир чище можно с помощью покупки модного гибридного авто.

Вот примеры из книги:

Часто «зеленые» в качестве решения транспортной проблемы предлагают связывать пригороды с центром мегаполиса скоростными поездами. Это на короткое время приводит к тому, что на шоссе становится свободнее. Но увидев, что пробки исчезли, люди достают из гаражей авто (или приобретают, если машины еще не было) и вновь заполняют дороги автомобилями до прежнего уровня. С точки зрения выбросов в атмосферу ничего не меняется. Выход в том, чтобы одновременно с развитием общественного транспорта уменьшать использование личного: повысить плату за парковки, увеличить налоги на бензин, а еще лучше – преобразовать шоссе в велодорожки и дороги для автобусов. Из предыдущего примера ясно: для планеты полезнее, когда люди компактно проживают в мегаполисах, ведь совместное использование общественного транспорта, водопровода, многоквартирных домов и т.п. гораздо экономнее, чем протягивание труб к экологичным загородным коттеджам и ежедневные поездки на авто по маршруту «дом–работа». Еще один эффект борьбы за экологичность автор книги назвал «Обманом «приуса». Да, гибридные авто помогут экономить бензин, но сэкономленные литры вовсе не остаются в недрах Земли, как хотелось бы думать «зеленым». Наоборот, люди видят, что за те же деньги могут жить дальше от города. В итоге они тратят на бензин ту же сумму, зато покупают более дешевое жилье дальше от мегаполиса. А поскольку чем дальше жилье, тем оно дешевле, то люди могут позволить себе прикупить еще квадратных метров. Поэтому пока не исчезнет привычка большую часть имеющихся денег тратить на потребление, никакие меры по энергосбержению работать не будут. В Бангладеш на дома бедняков поставили солнечные батареи. Поскольку в бедных домах мало электрической техники, то энергии от Солнца хватает. Казалось бы, надо радоваться – стало меньше сжигаться нефти, углеводороды экономятся, мир сберегает ресурсы. На самом же деле, сэкономленные деньги бангладешцы пускают на увеличение потребления, что в конечном итоге приводит к росту потребления ресурсов. И это не говоря о том, что многие экологичные новинки вроде солнечных батарей и аккумуляторов для гибридных авто изготавливаются с применением токсичных веществ и сами по себе ядовиты, поэтому их переработка тоже требует дополнительных ресурсов. В итоге дизельный кроссовер оказывается в целом лучше «гибрида» с точки зрения экологии. Оуэн приводит рассказ изобретателя Сола Гриффита, спроектировавшего прибор, на котором минимально обученный работник может за пару минут изготовить контактные линзы из быстро твердеющей жидкости. Гриффит даже получил в 2007 году грант на $0,5 млн от Фонда Макартуров – 4 года назад казалось, что подобные приборы решат проблемы со зрением у большинства людей в третьем мире, ведь строить фабрику по производству контактных линз дорого и вредно для экологии. Увы, оказалось, что китайцы на традиционных больших фабриках делают не менее доступные линзы и за пару долларов высылают их в любую точку мира. И еще вопрос, что экологичнее – одна большая фабрика или фабрика про производству множества маленьких приборов для создания линз. Реальная проблема бедных стран в том, что там не хватает врачей, которые могли бы поставить диагноз и выписать рецепт на линзы. С тех пор Гриффит пересмотрел свои взгляды на экологию и потребление и призывает пользоваться стиральными машинками по 40 лет, как его отец.

Оуэн понимает, что его книга спорная. Дилемму эффективности открыл еще в 1865 году английский экономист Уильям Джевонс, предупреждавший, что попытки экономии угля в Британии ведут только к увеличению расхода угля. Современные критики находят немало слабых мест в этой теории. Например, люди, живущие в красивом экологичном месте, могут не тратиться на поездки в такие места на отдых, как это вынуждены делать жители мегаполиса. Однако в России, где только сейчас начинает разворачиваться борьба за экологию с запретом стоваттных ламп накаливания и введением выделенных полос для автобусов, книга Оуэна будет очень полезной. По крайней мере, из нее мы узнаем, что не один только Владимир Путин обеспокоен избыточным потреблением и перепроизводством в современном мире.