© Flickr.com/Phil Beard

Может быть, мы наконец-то перестанем креститься, садясь в маршрутку. По крайней мере Минтранс полон решимости и обещает навести порядок в сфере пассажирских автомобильных перевозок, а заодно и грузоперевозок. В правительстве единогласно поддержали соответствующие законодательные инициативы Министерства транспорта. Во-первых, необходимо приравнять индивидуальных предпринимателей (владельцев маршруток) к юридическим лицам (это, например, Мосгортранс) в той части, что касается требований, контроля и ответственности за соблюдение правил транспортной безопасности. Во-вторых, надо восполнить правовые пробелы в сфере пассажирских и грузовых перевозок.

Сегодня по закону владелец маршрутки сам себе хозяин. Он отвечает и за качество техники, и за квалификацию водителей. Все отдано на совесть бизнесмена в расчете на то, что в процессе получения прибыли он будет предоставлять качественную услугу. На практике все это оборачивается арендой и субарендой стареющих машин и рабочими сменами водителей по 12–14 часов с крохотными перерывами. В этом году к суду за последствия ДТП привлечено в два раза больше индивидуальных предпринимателей, чем юридических лиц. Выражение «водитель маршрутки» стало нарицательным и не означает ничего хорошего. 

Не все в порядке и с соблюдением безопасности на дорогах юридическими лицами. Подшефное министерству ведомство – Ространсназдор – имеет право проверять организации раз в год, и то только на наличие определенного пакета документов. Однако даже в таком случае не всегда хватает полномочий. Многие документы, которыми руководствуется Ространснадзор, либо устарели, либо уже не действуют. Теперь правительством дан карт-бланш на то, чтобы поменять ситуацию.

В ведомстве корреспонденту Slon пояснили, что готовят новую комплексную систему требований к безопасности. Никаких различий между водителем маршрутки и автобуса не должно быть. Каждый десятый из тех, кто сегодня сидит за рулем, вообще не пригоден для этой работы. Приему на работу водителя пассажирского автобуса или грузовой фуры должно предшествовать медицинское обследование, которое отсеет нежелательных кандидатов. Но самое главное – перед каждым рейсом должен быть введен регулярный контроль состояния машины и водителя. Сейчас этот вопрос решается только точечными, демонстрационными рейдами ГИБДД. Маршруты и пассажирского, и грузового транспорта тоже должны быть проверены. Например, можно ли по какому-либо дорожному полотну в плохую погоду гнать фуру или прокладывать маршрут автобуса.

Неясен один важный вопрос: как будет решена проблема кондуктора в маршрутках. Очевидно, что совмещать эти обязанности водитель не должен, но в Минтрансе пока не дают ответа. Кроме того, все эти благие инициативы не коснутся другой серьезной проблемы: частного извоза. Деятельность «бомбил», которые не регистрируются в качестве ПБОЮЛ, не подлежат лицензированию, по-прежнему останется бесконтрольной.

Оцените масштабы проблемы в цифрах, предоставленных нам Минтрансом.

430 хозяйствующих субъектов (компаний, которые занимаются перевозками пассажиров или грузов) находится под контролем Ространснадзора.
900 тысяч автобусов, в том числе маршруток, функционирует в России.
7 лет средний возраст большинства автобусов, находящихся в эксплуатации сегодня.
2–3 года приемлемый срок службы «ГАЗели» (наиболее распространенная модель маршрутки), после которого начинаются серьезные проблемы с обслуживанием.
5,5 млн грузовых автомобилей в России.
300 тысяч
грузовиков, предназначенных для перевозок опасных грузов, ездят по российским дорогам.
60% рынка транспортных услуг находится в «серой» зоне.
10% водителей маршрутных такси и грузовых автомобилей не пригодны к своей работе по психофизическим показателям.