С 1 июля 2014 года все интернет-провайдеры обязаны записывать активность каждого пользователя, хранить эту информацию не менее 12 часов и по первому требованию предоставлять ее ФСБ. Так говорится в проекте приказа Минкомсвязи, который должен вступить в силу до конца этого года.

Центробанк также просит предоставить ему доступ к оперативно-разыскной информации для разоблачения нечистоплотных инвесторов. Для этого, как сообщил первый зампред Центробанка Сергей Швецов, Служба Банка России по финансовым рынкам (СБФР) подготовила поправки в закон об инсайде.

Получит ли Центробанк доступ к секретным переговорам финансистов и в чьих интересах он будет это использовать? Об этом Slon рассказал вице-президент Национального платежного совета Александр Наумов.

Банк России должен обладать возможностями проводить полноценные расследования при выявлении подозрений в манипулировании ценами или инсайде. А сегодня что получается: Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФ) находит некую подозрительную активность, в отношении которой возникают подозрения в использовании инсайдерской информации. Для того чтобы доказать инсайд, СБРФ должна обратиться к МВД, чтобы собрать доказательства. Если уголовное дело не возбуждено, оперативно-разыскная деятельность (ОРД) может и не осуществляться. А чтобы возбудить уголовное дело, нужны доказательства, которых нет. Круг замкнулся. Если бы Банк России обладал возможностью проведения ОРД, он сам мог бы собирать доказательства. Сотрудники МВД, которые проводят ОРД, могут не обладать специфическими знаниями в области финансового рынка, которые есть у сотрудников СБРФ, и не обнаружить необходимые доказательства. 

С января 2013 года появляются сообщения о раскрытых преступлениях в сфере финансового рынка, это доказывает, что закон по инсайду реально работает. По статистике – преступления, связанные с инсайдом, выявляются не так часто из-за сложности расследования и сбора доказательств. Примеры выявления незаконного инсайда есть и в западных странах, достаточно вспомнить нашумевшее дело с фондом Galleon или использование информации о решениях ФРС. Американская ФРС приняла решение о продолжении поддержки американского рынка – сверхмягкой денежной политики. Это решение должны были довести до журналистов, то есть раскрыть информацию, чтобы ее нельзя было использовать как инсайдерскую при заключении сделок. Что получилось? Был некий пул журналистов, которым довели эту информацию за несколько минут до того, как ее должны были опубликовать, для того, чтобы журналисты успели переслать ее своим информационным агентствам. Журналисты стали передавать данные по открытым каналам в свои информационные агентства. И этих пяти минут хватило, чтобы злоумышленники, используя торговых роботов, получили доступ к такой информации и успели сделать несколько сотен тысяч сделок.

Фактически, новые поправки в закон позволяют сделать из Банка России полноценного регулятора инсайда. Но тут возникает другая проблема. А не может ли случайно Банк России, получив такие полномочия, заниматься расследованиями, связанными не только с инсайдом, но и с чем-то другим? Получается, что Банк России будет заниматься той деятельностью, которой сейчас занимается полиция, то есть превратится в правоохранительный орган. При такой ситуации возникает конфликт между функциями регулятора и правоохранительного органа.

Однако примеры наделения регуляторов функциями ОРД есть, например, такими полномочиями наделена ФРС. В своих расследованиях ФРС использует прослушку, внедрение агентов под прикрытием. Это операции, равноценные спецоперациям по борьбе с наркомафией. Но ФРС не занимается многим из того, чем занимается Банк России. В США существует более четкое разграничение, кто занимается денежной политикой, а кто занимается регулированием финансового рынка. В Европе есть страны, где организации, регулирующие рынок, входят в состав национальных банков, как у нас. Есть даже случаи, когда они являются подразделениями Минфина или криминальной полиции.

Закон об инсайде содержит много противоречий. Например, закон требует точного определения инсайдерской информации, в то время как в большинстве развитых стран ее четкого определения не существует.

Во многих странах регуляторы финансового рынка или организаторы торгов на финансовом рынке устанавливают периоды, в которые инсайдерам запрещается торговать ценными бумагами. Это политика «закрытых окон». У нас законодательство такой запрет не содержит, наш закон запрещает использовать инсайдерскую информацию при собственных сделках, а также рекомендовать или побуждать третьих лиц к совершению операций.