Выступление на семинаре «Расширение читательской аудитории: новые стратегии и технологии издательского бизнеса» (выставка Non/Fiction):
Меня недавно обвинили, что именно я и такие, как я, убили настоящую книгу. Я занимаюсь издательством электронных книг с 2001 года, когда это только начиналось. Тогда мы только делали первые шаги. Первые несколько лет прожили в гордом одиночестве, ждали, что следующий год станет эпохой электронной книги. Наконец, мое время настало.
Динамика развития электронных книг за последние два года такова. Пики совпадают с моментами, когда выходили новые приспособления для чтения книг. Вершина достигается при наличии программного обеспечения, приспособления, и опыта сбыта таких книг. Сейчас мы имеем все три составляющие. Думаю, что на следующий год мы выйдем на отметку в 5% от [общего объема] продажи книг.
В 2001 году мы надеялись, что у нас будет возможность продавать электронные книги напрямую потребителю. Но все произошло не так. Посредников очень много, их присутствие усложняет процесс. Но мы работаем, надеемся, что в будущем все пройдет без швов.
Не знаю, говорят так по-русски или нет: когда какие-то вопросы не задаются и умалчиваются, когда высокопоставленные люди в зале, – говорится, что слоны в зале. Не знаю, как будет складываться будущее, как будет формироваться ценовая политика. Не знаю, есть ли планы у Apple. Amazon – крупный игрок. Google тоже ведет разговор о популяризации электронной книги в мире. Наша задача – не обидеть авторов, чтобы им платили, ну и чтобы мы получали свою зарплату.
Сложность в том, что электронные книги сами по себе не отличаются большой занимательностью. Как в первые дни кинематографа – ставили статично камеру. Вот так же и с электронными книгами, только мы видим не на кинематографическом экране. Мы стараемся работать в этом направлении, находить новые решения.
Политика Penguin идет к тому, что цена качественной электронной книги должна быть такой же, как и бумажной. Но я не знаю, как долго мы сможем удержать это, ничего не добавляя нового, не делая ее более интересной, чем бумажная книга. И при этом не делая ее пропорционально дороже. Аудитория исходит из заблуждения, что книга, раз ее не надо набирать в типографии, не надо развозить по магазинам, то она должна быть бесплатной. Но это не деньги за набор и распространение. Это гонорар автора, зарплата редакторам, расходы на аренду офиса.
Существует определенный потолок – число читателей, которые удовлетворятся устройством, которое читает только электронные книги. У многих появляются телефоны, которые по возможностям сопоставимы с компьютерами. Когда такие устройства появятся у всех, то будет новый скачок роста электронных книг.
Ответы на вопросы:
– Вы сказали, что в следующем году вы получите 5%. Как вы думаете, этот рост когда-нибудь закончится?
– Всегда будут оставаться люди, которые будут читать книги на бумаге. Но я считаю, что будущее – за электроникой. Как бы мы душой ни прикипели, настанет день, когда все, что можно оцифровать, будет оцифровано.
– Каково соотношение электронных книг, которые оцифрованы, в Penguin?
– Не каждая книга оцифрована. Касается [эта проблема] обильно иллюстрированных книг. С графикой сложно. Есть книги, на которые отсутствуют права на распространение в электронном виде. Но мы будем стремиться к 100%. Привлечение читательской аудитории зависит и от того, какие книги вы издаете и в каком формате. Как только выясняется, что какая-то книга в электронном виде отсутствует, она появится на пиратском рынке.
– Возможно ли, чтобы и гаджеты, и программы, и книги производились в одном месте?
– Такие компании существуют и в Британии, и немножко больше – в США. Первые права появляются именно на электронные книги, а потом уже могут появиться права издавать книгу на бумаге.
– Как меняется ситуация на антикварном рынке, где можно найти любую книгу, тираж которой закончился?
– Я – правнук библиофила-антиквара, который скупал книги на английском языке и занимался их продажей. Я полагаю, что в будущем мы доживем до того времени, что сама печатная книга станет антиквариатом.
– Как будет меняться авторское право в связи с развитием электронной литературы? Будет ли появляться новый тип литературы?
– Первый вопрос очень сложен, потому что законы об авторском праве различны во всех странах. Мы сосредоточиваем свое внимание на том, как могут распространяться права относительно печатной книги. Мы стараемся приобретать больше прав. Раньше права практически не отличались. А теперь задумываемся: а что, если мы разработаем ее для iPhone, а для игры, а для графического романа? Поэтому мы стараемся постоянно развиваться в этом направлении.
Пару лет тому назад я участвовал в конференции, где рассказывали об играх на основе «реалити». Это и сообщения, которые отправляет игрок, и блоги, где объяснялось, куда зайти и что сделать. Меня это заинтересовало. С этого начался проект: мы рассказываем истории. Построен проект по принципу другой реальности. Мы сосредоточили внимание на создании новых видов цифровых произведений, которые можно создать только с использованием интернета. Один из рассказов создавался с помощью блога или Twitter. Еще один рассказ составлен с использованием информационной графики. Мы, сотрудничая с известным дизайнером из Нью-Йорка, сделали рассказ Чарльза Диккенса.
Моя любимая часть проекта – рассказ, который писался вживую, буквально по часу в день. Читатели видели, как появляется каждая строка. Писатели при этом говорили, что это самое жуткое, что они когда-либо делали. Есть сказка, в которую можно вставлять свои имена героев, а когда сказку допишешь, то можно отправлять ее друзьям в качестве подарка.
Очень изящная виньетка по созданию приключений. Эту историю написал неоднократный обладатель Букеровской премии Мохсин Хамид. Он потом сказал, что его проект научил полностью отключаться от времени. Этот рассказ собрал наибольшее количество посещений. Этот рассказ написан полностью с помощью Google Maps. Автор с гордостью сообщает, что его даже ночами будят звонки из Австралии с расспросами по программе Google Maps. Реакция на этот рассказ поступила, в частности, от представителей сферы образования. Использование гугл-карт позволит не только писать и читать детям, но и расширять свою эрудицию. И это очень отрадно.
На протяжении последнего десятка лет издательства большое внимание уделяют музыкальной продукции. Смотрят, кто в какие лужи садится. Издатели много в чем преуспели, кроме как в продаже музыки. Надо сказать, что записи не приносят больших барышей. Здесь мы лидируем по убыткам, а не по прибылям. Статистика лучше по книгам. Из-за этого приходится задаваться вопросом, что мы еще могли бы продавать, кроме книг.
Наш совместный проект с компаниями, которые создают книжки для детей, позволяет творить. Речь идет о наборе средств, с помощью которых ребенок может создавать любые книжки. Создается скелет, и вокруг него появляется любой сюжет. Интересно, что истории у мальчиков и девочек сильно отличаются. Книжку потом можно либо сохранить в электронном виде, либо распечатать, и к ней будет приложена инструкция, как ее разрезать и сброшюровать. Есть возможность приложить к книжке звуковую дорожку. Программа не полностью бесплатная, здесь только одна составляющая поставляется бесплатно, остальные составляющие родители или школа должны купить.