Фото: Алексей Даничев/РИА Новости

Накануне решения своей судьбы «Ленфильм» обрастает новыми долгами. В суде уже рассматриваются иски от энергетических компаний и охранного агентства, и на днях к ним присоединился иск от Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В ведомстве требуют вернуть 15 млн рублей, выделенных в прошлом году на съемки детского фильма режиссера Сергея Карандашова «Моя бабушка – ведьма». «Ленфильм» должен был до 31 декабря 2011 года предоставить рабочую копию отснятой картины и отчет о расходовании финансовых средств, однако студия отчиталась лишь за 12 млн, а фильм к показу все еще не готов.

Премьерный показ фильма намечен на сентябрь этого года, по роковому стечению обстоятельств, именно тогда же должна окончательно решиться судьба когда-то второй по величине киностудии страны. 11 сентября Министерством культуры будут рассмотрены три концепции развития киностудии:

Первый вариант предлагается частным инвестором – АФК «Система». Он подразумевает фактическое лишение студии самостоятельности и ее вхождение в состав «Русских Всемирных Студий» (RWS). Киностудия, скорее всего, будет перенесена из центра города, а ее здание – отдано под реализацию девелоперского проекта. В общем-то, этот вариант означает, скорее всего, конец «Ленфильма» в привычном нам качестве.
Второй вариант предлагается Общественным советом «Ленфильма», прежде всего, в лице известного режиссера Александра Сокурова. Он предполагает сохранение студии и вывод ее на новый уровень через реализацию инвестиционной программы. Изначально Сокуров говорил о 2 млрд руб. государственных средств, однако сейчас речь идет уже о некой программе-минимум и не субсидировании, а кредите.

Авторами третьего сценария является Совет директоров «Ленфильма». Он, как и второй, естественно, предполагает сохранение студии и ее модернизацию, съемку своих картин и сдачу в аренду.

Кто победит в войне за «Ленфильм», решится менее чем через месяц, однако предбанкротное состояние студии и ее новые долги явно будут говорить в пользу радикальных мер по ее ликвидации. Руководство «Ленфильма» неоднократно заявляло о том, что у всех ее долгов есть объективные причины – находясь в подвешенном состоянии, студия, тем не менее, осуществляла ремонтные работы. В то же время, например, глава «Мосфильма» Карен Шахназаров в свое время достаточно резко высказался по поводу неэффективного менеджмента «Ленфильма» и того, что каждая студия должна кормить себя сама, а не ждать помощи от государства.

За последние несколько лет финансовое состояние студии ухудшалось. Согласно официальной отчетности, если еще в 2006–2008 гг. выручка «Ленфильма» составляла 130–150 млн рублей, то в 2011 году – уже всего 83,8 млн, снизившись по сравнению с 2010 на 23%. Количество сотрудников также сократилось почти вдвое. Около двух третей доходов студии приносит сдача площадей в аренду, еще треть – предоставление кинопроизводственных услуг сторонним заказчикам (увы, ситуация обычная для наших студий – киностудии имени Горького аренда приносит и вовсе 80% выручки). Кинопрокат же не приносит студии практически ничего: в 2011 году она получила с него всего 2,3 млн рублей. Убыток студии составил около 32 млн рублей, размер долга оценивается также в несколько десятков миллионов. С такими результатами она по праву может считаться самой убыточной киностудией страны. 

Финансовые результаты крупнейших российских киностудий
млн рублей

* данные за 2010 год

Источник: данные компаний

Киногигант стал киностудией второго, если не третьего эшелона. «Ленфильм» снимает по 2–3 картины в год, причем, ни одна из них в последнее время не имела коммерческого успеха. Но кто же заставлял переходить только на фильмы «не для всех»? Ведь у студии в 1990-х (не говоря уж о советских временах) был опыт удачных массовых фильмов – вспомним хотя бы «Особенности национальной охоты». Модель, при которой кассовые фильмы дают возможность снимать и арт-хаус, – обычная для мира. Модель, при которой парочка известных режиссеров на государственные деньги снимают фильмы долгие годы, а другой жизни на студии не теплится, кажется очень странной даже на фоне нашего в целом странного кинобизнеса. Решая судьбу «Ленфильма», государству придется делать нелегкий выбор – отдать студию капиталистам или творческой интеллигенции (принимая на себя при этом немалые затраты).