Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

В начале 2000-х Россия попыталась скопировать успешный опыт других стран по созданию особых экономических зон (ОЭЗ). Это небольшие территории внутри страны с особым, либеральным режимом налогообложения и экспорта. Они привлекают иностранных инвесторов, там внедряются новые технологии, в результате чего зоны активно развиваются и вытаскивают за собой остальную страну. Закон об ОЭЗ был принят летом 2005 года. Помогли ли зоны России эффективно развиваться за 8,5 года?

Зоны не помогли, но даже навредили, следует из сегодняшнего доклада Счетной палаты. В среднем на каждый вложенный государственный рубль ОЭЗ приносит 80 копеек. То есть государство теряет 20% своих вложений в особые зоны. Данные сентябрьского доклада Министерства экономического развития (МЭР) тоже не радуют: отношение налогов, уплаченных резидентами зон, к затратам бюджета на зоны составило около 20% в 2012 году.

Вот краткая история ОЭЗ в России:

критический отчет о состоянии зон, подготовленный Гайдаровским институтом (2007); попытки создать видимость работы торжественным открытием зон по два-три раза (2008); отставка второго руководителя РосОЭЗ (2008); проверка особых зон Гепрокуратурой (2008); еще один критический отчет о состоянии зон, подготовленный Гайдаровским институтом (2009); закрытие РосОЭЗ, его функции переданы МЭР (2009); первые официальные отчеты об экономической эффективности ОЭЗ (2011).

Согласно упомянутому отчету МЭР, суммарная доля ОЭЗ в экономиках тех регионов (всего – 17 субъектов Федерации), где они находятся, – 0,13%. Поскольку субъектов в РФ больше, то в целом по России доля ОЭЗ в экономике тоже будет ничтожна. Количество рабочих мест, созданных проектами, на которые когда-то возлагались надежды по переводу российской экономики на инновационные рельсы и т.п., – 8069. Да, это не опечатка – всего восемь с небольшим тысяч.

Доля продукции ОЭЗ в экспорте не указана, но в том же отчете МЭР сказано, что в 2012 году 6,3% продукции ОЭЗ «Липецк» и 1,05% продукции ОЭЗ «Алабуга» экспортировалось. При пересчете в рубли это дает 509,355 млн рублей, или 0,003% российского экспорта. Для сравнения: особые зоны в Китае в 2006 году дали 22,1% всего экспорта страны.

Тут читатель может спросить: ну пускай в России коррупция и низкая производительность, но неужели все настолько плохо, что наши зоны проигрывают Китаю на порядки – 0,003% против 22,1%?

Возможно, дело не в коррупции и эффективности. Просто, копируя ОЭЗ, мы забыли одну маленькую деталь: в Поднебесной они создавались, чтобы завалить дешевой продукцией остальной мир, а у нас предприятия в зонах, получившие налоговые льготы, продают свои товары внутри России, подавляя остальной бизнес.