Фото ИТАР-ТАСС/PHOTAS

Через несколько месяцев Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. В честь этого рейтинговое агентство Moody's выпустило сообщение, оценив последствия такого события, как благоприятные для компаний, работающих в области непродовольственного и продовольственного ритейла. Почему так? Производителям станет тяжелее защищать своих официальных дистрибьюторов, и конкуренция возрастет – мы же так этого хотели для нашей экономики. Потребитель выиграет – немного в цене и гораздо больше в качестве обслуживания.

По идее, должно исчезнуть понятие «белого» и «серого» импорта бытовой и цифровой техники. У нас появится совершенно легальная возможность покупать товар у любого оптовика в Европе, минуя официальных представителей в России. Желающих воспользоваться таким шансом будет сразу много. В первую очередь это касается так называемого «эксклюзива». Почему, например, техника Miele в России обходится клиенту в два раза дороже, чем в Европе? Розница и представительство Miele зарабатывают сумасшедшие проценты исключительно за счет своего статуса эксклюзивных поставщиков. Со вступлением в ВТО цена на подобные товары должна значительно снизиться. Конечно, у производителя останутся пути «защиты» своего представительства: можно мешать продажам в других странах в адрес российских компаний (что и так делается), можно защищать товарный знак, тем самым ограничивая оптовые поставки «мимо» представительства. Но, в любом случае, делать это станет сложнее. Если законы рынка и механизмы регулирования глобально не изменятся, то по крайней мере «дух» модернизируется. 

Как это отразится на ценах? В сегменте бытовой техники снижение по массовым позициям составит 3-7%, на дорогой «эксклюзив» – до 25%. Появится больше дешевого барахла из Китая, который уже завалил всю Европу и ждет не дождется, когда свои границы откроет Россия. «Чудо» (кратное снижение цены) произойдет только с теми товарами, где есть совсем уж явные перекосы с ценой. Разве нормально, когда лекарство от рака «Аримидекс» в России стоит 7500 руб., а в Литве – 150 лит, то есть 1800 руб.? В целом же российские цены не сравняются с европейскими, если только не брать редкие исключения вроде одежды. К примеру, снижение пошлин на автомобили с 30% до 25% точно не сделают цены на Mercedes как в Германии.

Но если большой экономии массовый потребитель может и не почувствовать, то как клиент он однозначно выиграет в сервисе. Зачем мне, продавцу, брать товар по $5 у официального представителя, если он не решает вопрос с возвратом и обслуживанием? Лучше в Европе я спокойно возьму по $2, а проблемы с сервисным обслуживанием и браком мне и так придется решать самостоятельно. Чтобы после вступления России в ВТО не стать лишними в цепочке «представительство – продавец – покупатель», первым придется серьезно поменять свое отношение к работе, наладить сервис и предложить дополнительные услуги и гарантии, а не только рекламные бюджеты распределять. В новых рыночных условиях представительствам компаний придется побороться за дилеров, чтобы продавцу не было по барабану, у какого поставщика брать этот товар – лишь бы подешевле. Хороший пример работы представительства – компания Dyson, которая дает пятилетнюю гарантию на свои товары и развивает сервис. Dyson зарабатывает много, но, при этом, немало вкладывает в сервис. Другим тоже придется к этому стремиться.