выступление на Первом российском экономическом конгрессе (РЭК-2009), «Бюджетная и налоговая политика»:
В докризисный период наша бюджетная политика являла собой единство и борьбу противоположностей. С одной стороны, попытка взять под жесткий контроль и сохранить нефтегазовые доходы, с другой – желание их скорее использовать.
Первое стремление выразилось в «ненефтегазовом бюджете», создании нефтяных фондов. Вторая тенденция проявлялась в последовательном повышении цен на нефть, которые закладывались в бюджет. В 2009 г. бюджет предполагал двукратное повышение цены – в других нефтедобывающих странах такого не было. В результате, они не столкнулись с ситуацией, когда цены оказались много меньше прогнозного уровня. Кроме того, тенденция снижения расходов федерального бюджета в процентах к ВВП прекратилась и позже обернулась вспять. Сберегаемая доля доходов последовательно сокращалась, позже, как раз к кризису, уже использовалась гораздо большая часть нефтегазовых доходов, чем в 2006 – 2007 гг.
Нужно сказать, что если бы значительная часть не сберегалась в фондах, перегрев экономики и дальнейшее ее падение были бы куда сильней.
Правительство рассчитывало, что в случае кризиса снизятся доходы нефтегазовые, и их можно будет восполнить из фондов, а ненефтегазовые доходы останутся примерно на прежнем уровне. Все оказалось не так. Ненефтегазовые доходы бюджета сократились еще сильней нефтегазовых. Сейчас 44% из используемых средств Резервного фонда идет на замещение выпавших ненефтегазовых доходов.
В разгар кризиса, как уже говорилось, было принято решение о пенсионной реформе. Я отношусь к ней также отрицательно, как предыдущие докладчики. Она не решает никаких проблем в долгосрочной перспективе. Нарушили правило: стимулы в кризис должны быть одноразовыми. А мы на постоянной основе взяли на себя очень тяжелые обязательства. Это решение переводит дефицит бюджета России в хроническую форму.