Сегодня производитель пива Carlsberg заявил о падении продаж на 3% за полгода и о том, что одна из причин спада – плохая экономическая ситуация в России. Действительно, в первые два месяца лета розничная торговля росла плохо, прибавив около 1% в годовом выражении. Таких слабых цифр российская экономика, растущая во многом за счет потребления, не показывала давно – а именно с 2009–2010 годов. К стагнации, которая грозила России еще до украинского кризиса, добавляются санкции. В результате каждый день ширится список пострадавших от плохого российского спроса. Вот их примерный перечень на сегодняшний день.

Carlsberg

После распада СССР в России полюбили пиво, которое потеснило водку в списке любимого алкоголя россиян. Поэтому от снижения спроса страдают и пивовары: за первое полугодие пивной рынок в стране сократился на 6–7% в натуральном выражении, хотя и вырос в стоимостном – пиво подорожало, но его стали меньше пить. В среду Heineken и Carlsberg, вместе занимающие половину пивного рынка России, отчитались о падении продаж. Carlsberg разливает в России пиво «Балтика», и местные продажи приносят ей треть выручки. В первом полугодии компания поставила на российский рынок на 11% меньше пива, чем год назад, а ее доля рынка немного сократилась. На этих новостях акции компании рухнули на 7%. Выручка Heineken в Центральной и Восточной Европе упала на 2,3%, продажи в литрах – на 2,7%. Несмотря на это, акции Heineken после публикации итогов выросли, поскольку голландский пивовар не так сильно зависит от российского рынка и показал сильные результаты по миру в целом.

Adidas

Спортом россияне занимаются не так охотно, как пьют пиво, однако, как известно, не нужно бегать кроссы, чтобы любить спортивные костюмы. Несмотря на слабость населения к тренировочным штанам и кедам с тремя полосками, в июле Adidas объявила о сворачивании своей программы развития в стране. Компания испугалась слабеющего рубля, снижения потребительской активности, а также общего ухудшения макроэкономической ситуации. За что и поплатилась: в течение двух торговых сессий ее бумаги подешевели на 20%. Другой производитель спортивной одежды – американская Columbia Sportswear, известная россиянам по слогану «Проверено холодом» – предупредила инвесторов о риске сокращений или отмены поставок в Россию и на Украину. Причины: санкции и политическая неопределенность.

Coca-Cola

Во втором квартале продажи напитков Coca-Cola в России снизились на 5%, сообщила в начале августа Coca-Cola Hellenic Bottling Company, поставляющая продукцию под брендами корпорации в Центральную и Восточную Европу. Выросли только продажи Fanta, соков «Добрый» и Rich. Свои проблемы в регионе Coca-Cola HBC связывает с «эскалацией геополитической ситуации в России и на Украине». Повлияли на бизнес производителя газировки и санкции. Coca-Cola отозвала рекламу с телеканалов «Звезда», Рен-ТВ, «Домашний» и «Пятого канала». Первый из них связан с Министерством обороны России, остальные – с попавшим под американские санкции банком «Россия».

Schlumberger

В конце июля США и Евросоюз наложили ограничения на экспорт в Россию оборудования для добычи нефти. В результате в ближайшие 30 лет страна может недополучить $1 трлн инвестиций, прогнозирует Bank of America Merrill Lynch. Крупнейшая в мире нефтесервисная компания Schlumberger, работавшая в России еще при Сталине, уже ждет сокращения своей прибыли примерно на $40 млн за третий квартал. Эксперты считают, что если санкции продлятся дольше года, то Schlumberger, среди клиентов которой «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и почти все иностранные компании отрасли, вовсе уйдет с российского рынка.

Marine Harvest

На некоторые товары в России спрос вскоре упадет практически до нуля – это продукты из Европы и Америки, попавшие под ответные санкции России. Так, вскоре после объявления списка запрещенных товаров, куда попала и рыба из Норвегии и стран ЕС, норвежский индекс Oslo Seafood, отражающий стоимость 13 компаний, занимающихся морепродуктами, упал на 9%. Лидерами падения стали акции крупнейшего в мире производителя атлантического лосося Marine Harvest (-11,5%). Акции других, менее крупных компаний в индексе в одночасье подешевели на 7–9%. Судя по статистике на сайте Фондовой биржи Осло, ее индекс морепродуктов до сих пор не вернулся к своим прежним, досанкционным максимумам.

PKM Duda SA

Несмотря на свои относительно скромные размеры, Польша экспортирует больше сельхозпродукции, чем вся Россия, и является крупнейшим в мире экспортером яблок. Закрытие российского рынка для польских продуктов вызвало снижение продовольственного индекса Варшавской биржи WIG-Food до пятилетнего минимума (он планомерно снижался все лето текущего года). В частности, акции мясоперерабатывающего концерна PKW Duda подешевели на 7% с 6 по 8 августа.