Регуляторы начеку      о наказаниях игроков регуляторами

Платежной госкорпорации не будет

Национальную платежную систему предлагают создавать в виде некоммерческого партнерства или акционерного общества
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 1 917 экспорт в блог
Идея создания национальной системы платежных карт – русского аналога Visa или MasterCard, – обсуждаемая в вялотекущем режиме много лет, была неожиданно реанимирована в кризис. ЦБ разослал участникам рынка свои предложения к подготовленному Минфином законопроекту о новой системе (см. ниже). Банк России не хочет, чтобы это была очередная госкорпорация, – это слово вообще не в моде с конца прошлой недели, когда президент Дмитрий Медведев поручил генпрокурору учинить госкорпорациям проверку. В результате, если платежную систему создадут, доли в ней могут получить все крупнейшие банки страны.

Вместо госкорпорации | Страх обязательного | Китайский опыт | Государственный интерес

ВМЕСТО ГОСКОРПОРАЦИИ

Создание национальной платежной системы подразумевает выпуск некоей российской пластиковой карты, которую население будет использовать для расчетов внутри страны. Первая область применения национальных карт – зарплатные проекты. Сейчас для этих целей в 90% случаев используются Visa и MasterCard, которые обслуживаются и за рубежом. То есть российский гражданин имеет возможность расплачиваться зарплатной картой за границей. Национальная карта, скорее всего, такой возможности предоставлять не будет, по крайней мере, на первых порах. Зато доходы платежной системы останутся внутри страны, как и информация о транзакциях граждан.

Инвестиции в создание национальной платежной системы измеряются миллиардами долларов и под силу только бюджету. В соответствии с логикой госкапитализма предполагалось создать госкорпорацию, которая станет ядром и оператором национальной системы платежных карт. Собственно, в этом случае инвестиции в проект и его окупаемость вряд ли стали бы ключевыми параметрами. Зато все население перевели бы на какой-нибудь аналог «Сберкарты».

Но идея госкорпорации, похоже, умерла. Как следует из предложений ЦБ к законопроекту «О национальной платежной системе», оператора системы предлагается создать в виде ОАО или некоммерческого партнерства. Неофициально участники рынка говорят о некоммерческом партнерстве, которое могут создать банки из Топ-30, чтобы за счет средств бизнеса решить государственную задачу построения национальной платежной системы.

Хотя банки и выражают готовность принять участие в проекте, такой формат выглядит сомнительным. Вряд ли бизнес в условиях кризиса сможет найти требуемые деньги, а главное, вряд ли захочет. У банков хватает проблем с плохими долгами, время для новых инвестиций – не самое удачное. Потому вероятность появления «народной карты», эмитируемой некоммерческим партнерством, весьма мала. Но еще остается возможность создать оператора в форме ОАО, для чего не требуется даже принятия нового закона. Достаточно постановления правительства. Были бы деньги.

СТРАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

Банковское сообщество, впрочем, больше беспокоится по другому поводу. В представленном на обсуждении документе содержится положение об обязательном приеме карт национальной платежной системы всей существующей инфраструктурой. Это означает, что банкам и торговым точкам нужно будет нести определенные расходы на адаптацию имеющейся инфраструктуры под карту новой платежной системы. Они бы и пошли на эти затраты, если бы прием и обслуживание «народных» карт были выгодны для банков. Но кто будет работать над экономикой проекта, когда есть указание принимать карты везде в обязательном порядке? Вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Олег Иванов указывает на противоречие этой нормы антимонопольному законодательству, а президент Ассоциации банков России Гарегин Тосунян обещает не допустить обязательного членства банков в системе, и уверен, что до этого не дойдет. С другой стороны, если не будет требования об обязательном приеме карт во всей инфраструктуре, население получит не очень-то полезные карты. Альтернатива – сделать так, чтобы выгоднейшие условия выпуска и обслуживания карт убедили сами банки и торговые точки выстраиваться в очередь за доступом к национальной системе. А для этого придется вступать в борьбу хотя бы с уже имеющимися в России четырьмя «внутренними» платежными системами – «Сберкарт», «Золотая корона», Union Card и STB Card. Особых успехов этим системам добиться пока не удалось: все вместе они занимают не более 13% рынка платежных карт.

Собственно, если бы законопроект писался 15 лет назад, когда в России не было ни инфраструктуры, ни 116 млн пластиковых карт, он бы имел какой-то смысл. Сейчас же в перестройке сложившейся системы особой необходимости нет. У китайцев, например, подобный проект получился просто потому, что карточный рынок был плохо развит.

КИТАЙСКИЙ ОПЫТ

В 2002 году, когда по инициативе Госсовета и Народного банка Китая была создана межбанковская ассоциация China Union Pay, в стране не было ни инфраструктуры для приема пластиковых карт, ни самих карт как массового явления. За семь лет своей работы China Union Pay эмитировала 1,7 млрд карт. После чего начала продвижение на международную арену – сначала в страны Юго-Восточной Азии, а затем и в США, Европу и Россию. Это окологосударственная корпорация, которой удалось построить эффективную платежную систему, в том числе и за счет административного ресурса.

У ближайших соседей России, начавших создавать национальную платежную систему в условиях сформировавшегося рынка, дела обстоят несколько хуже. Министерство финансов Украины под давлением банков вынуждено было отказаться от идеи обязательного введения национальной системы массовых электронных платежей: вступление в новую платежную систему оказалось слишком дорогим удовольствием для кредитных организаций, в кризис же лишних денег ни у кого нет. Украинские банки отстояли право перечислять бюджетные средства пенсионерам и прочим бюджетникам на карты международных систем Visa и MasterCard. Попытка Белоруссии перевести расчеты внутри страны на национальную «Белкарту» и тем самым перекрыть доступ к информации о транзакциях белорусских граждан международным платежным системам, тоже особого успеха не имела: из шести миллионов пластиковых карт национальными являются лишь 7,5%.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

Собственно, главный мотив государств, внедряющих национальные платежные системы, – защита информации. Власти этих стран опасаются, что Visa и MasterCard станут передавать информацию о транзакциях западным спецслужбам. Или, к примеру, отключат регион от своих систем, если вдруг ситуация станет напряженной, как в бывшей Югославии. Соблазн решить проблему «платежной независимости» за счет средств банков велик, но время не очень подходящее: создавать некоммерческое партнерство лучше было в «тучные годы».

Короче говоря, если новая система не будет госкорпорацией, необходимость в специальном законе и вовсе пропадает. А уж банки сами решат, стоит ли им возиться с созданием новой платежной системы. Своими поправками ЦБ практически торпедирует идею – но, может быть, банкиры только вздохнут с облегчением.

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 1 917 экспорт в блог
ТЕГИ:  Europay MasterCard Union card Visa Ассоциация региональных банков Ассоциация российских банков Банки Золотая корона [Платежная система] Иванов Олег Королев Андрей Сберкарт Тосунян Гарегин