© teslamotors.com

В этом году новогодние бонусы нескольким сотрудникам нашей брокерской компании мы выплатили в качестве эксперимента не деньгами, а собственной «продукцией» – то есть ценными бумагами. На роль подарка мы выбрали рисковые, но очень перспективные акции американской «Теслы» – той, что уже несколько лет производит электромобили, которые, в отличие от «Ё-мобиля», уже успешно ездят по дорогам десятка стран.

Подарок сотрудникам понравился и вызвал зависть у тех, кто получил просто деньги. Понравился, наверное, потому, что коллектив у нас сугубо мужской, такой, который следит за последними автоновинками и свято верит в научный прогресс. Впрочем, «Тесла» нравится всем, кто любит красивые автомобили…

Что бы ни говорили скептики (верящие в бесконечное господство нефти), а полноценный электромобиль, который способен работать несколько дней без подзарядки, уже существует. Как вам такие характеристики: 5,6 секунды до сотни, 500 километров на одном аккумуляторе, зарядка в домашних условиях за ночь от простой розетки? К тому же не забывайте, что ночью, особенно в России, электроэнергия сильно дешевле, чем днем.

Одним словом, будущее уже наступило. И если вы все еще не верите, что в один прекрасный день мы проснемся, а улицы заполонили электромобили, то вспомните, как стремительно в нашу жизнь ворвались смартфоны. В ту же «Теслу» уже поверили основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, один из основателей платежной системы PayPal Элон Маск, а также президент eBay Джефри Сколл. Все эти люди – среди инвесторов, акционеров менеджмента Tesla Motors. Среди глобальных инвесторов – такие гиганты, как JP Morgan, BlackRock, Allianz Asset Management, Invesco, SMALLCAP WORLD FUND и другие. Еще о стратегическом партнерстве с производителем электрокаров заявила пару лет назад японская Toyota. Возможно, что пока Tesla не готова ко всем климатическим условиям нашей планеты, не дает комфорта автомобилей премиум-класса, не способна доехать без подзарядки от Питера до Москвы, но все эти нюансы уже не кажутся неустранимыми проблемами: прогресс здесь, уверен, будет стремительным.

При этом акции Tesla пока сильно колбасит. Первичное размещение состоялось 29 июня 2010 года по цене $17 за штуку, и уже в первый день торгов цена превысила $19. А сегодня за них дают около $35.

Ближайшего сильного движения в акциях Tesla, на мой взгляд, следует ожидать в апреле этого года, когда будет понятна первая массовая реакция покупателей новой модели Tesla Model S, пришедшей на замену модели Tesla Rodster, производство которой завершилось в 2012 году. Если заказавшие авто люди будут довольны, а автокритики похвалят производителя – можно ожидать очень бурного роста вплоть до 100–150%, ведь фондовый рынок всегда очень эмоционально реагирует на «корпоративные победы». В то же время, если новая Tesla публику разочарует, допускаю падение к цене размещения и даже ниже.

Аргумент в пользу позиции «лонг» по Tesla – то, что на рынке в любом случае заметен некоторый дефицит акций. Компания закрыта для новых институциональных инвесторов, ведь действующие акционеры не собираются выходить из капитала, а сама компания недостатка в наличных не испытывает.

Основная проблема компании – квартальные убытки, хотя выручка концерна достигла уже почти $200 млн в год. Впрочем, высокие первоначальные вложения характерны для любого инновационного бизнеса, и, например, меня это не пугает. Другой серьезной проблемой остается недостаточность производственных мощностей: например, в конце 2012 года предзаказы на новые модели были просто приостановлены. Спрос на новинку огромен, но пока не удовлетворен. Все эти «моменты» одновременно и пугают, и вдохновляют биржевых спекулянтов, в результате чего мы периодически видим то резкие рывки вверх, то такие же быстрые падения акций.

Tesla – отнюдь не единственная компания, осваивающая нишу электрических автомобилей. Полностью электрический автомобиль есть у Renault, Toyota, Chevrolet, Mitsubishi и многих других. BMW скоро выведет свои электрокары на рынок. Более того, известно, что многие концерны отказались в последние годы от разработки гибридов с тем, чтобы сосредоточиться именно на производстве электрокаров. В электрокары уже поверили и власти Парижа. Просто пройдясь по французской столице, можно увидеть десятки припаркованных автомобильчиков сети «Автолиб». Трехдверные машинки BlueCar сдаются в аренду по цене от 4 до 8 евро за 30 минут поездки, а для тех, кто платит членские взносы, – всего по 10 евро в сутки. С учетом абсолютно бесплатного паркинга получается чертовски выгоднее, чем такси и собственный бензиновый автомобиль.

Для России же электромобили пока остаются диковинкой и новинкой. Мы боимся холодной зимы, поломок (специальных автосервисов у нас пока нет) и сложностей с регистрацией и учетом. Пока россияне купили только 90 экземпляров единственного сертифицированного у нас иностранного электромобиля.

Тем не менее в первые дни января, как только Tesla вновь открыла возможность предзаказов на Tesla Model S, я перечислил необходимые $5 тысяч на счет американской компании. Новые автомобили Tesla Model S, уже не ручной, а роботизированной конвейерной сборки, будут доставлены первым клиентам Америки и Европы, которые забронировали машины до ноября 2012 года, в мае-июне текущего года. Тест-драйвы для потенциальных покупателей в Штатах анонсируются на конец марта.

Поскольку я оказался во второй очереди, то, по заверениям компании, свой автомобиль получу в сентябре или октябре текущего года. Осталось подождать 9 месяцев, и мы увидим, как относятся к электрокарам российские власти и наши суровые климатические условия.