Все прогрессивное человечество сегодня крайне озабочено проблемой гендерного равенства. Осенью прошлого года Еврокомиссия даже приняла законопроект, который обязывает все крупные компании, котирующиеся на бирже, с 2020 года иметь не менее 40% женщин в советах директоров.
И дело тут не только в правах человека, но и в экономике. Страны, где женщины начали активно входить в состав рабочей силы, получали бонус в виде ускорения экономического роста. А прошлогоднее исследование Credit Suisse показало, что присутствие женщины в совете директоров говорит о более высокой рентабельности компании (впрочем, природа данной корреляции до конца не понятна).
Несмотря на десятилетия борьбы с дискриминацией, женщины по-прежнему получают меньше мужчин. В Америке в зависимости от штата женщины зарабатывают от 55 до 75 центов на каждый доллар, заработанный мужчиной. В России средняя женская зарплата составляет около двух третей от мужской, а в советах директоров российских компаний женщин можно встретить вдвое реже, чем в США.
Это вдвойне удивительно с учетом того, что женщины зачастую оказываются образованнее своих сверстников противоположного пола. Во многих странах доля женщин, зачисленных в высшие учебные заведения и колледжи, планомерно росла и в конце концов стала превышать долю мужчин. Это явление в научной литературе получило название «гендерного разворота» в образовании (the reversal of the gender education gap). В каких-то странах он давно произошел (впереди планеты всей оказалась Белоруссия), в каких-то еще нет (Мексика, Индия, Камбоджа).
В СССР женщины активно привлекались к труду наравне с мужчинами, а образовательный разворот произошел еще в середине 1970-х годов – почти на пять лет раньше, чем в США, следует из данных, приведенных в колонке Ины Гангули из Стокгольмского института переходных экономик на сайте FREE Policy Briefs. Несмотря на это, в Советском Союзе была высокая профессиональная сегрегация по полу, отмечает исследователь.
В работе Гангули также можно найти график с более современными данными по зачислению мужчин и женщин в учреждения третичного образования (см. ниже). В странах, оказавшихся выше 45-градусной линии, больше доля мужчин, получающих высшее или среднее специальное образование. В тех, что ниже – включая Россию, – преимущество за женщинами. Страны, расположенные очень близко к линии, отличаются равенством полов.
Исследования показывают, что гендерный разворот в образовании вовсе не обязательно приводит к равенству в плане зарплат и карьерного роста – даже в тех странах, где он случился 20–30 лет назад. Почему же человеческий капитал женщин не конвертируется в деньги и карьерный рост относительно мужчин? Кто-то говорит о стойкости стереотипов работодателей, кто-то объясняет это различными стратегиями в поиске работы, кто-то – биологическими причинами (рождение детей и уход за ними). А может, надо просто заставить компании включать женщин в советы директоров?
. женщины: зачисление в учреждения третичного образования, 2008

Источник: Fact or Fiction? The Reversal of the Gender Education Gap across the World and the Former Soviet Union 2011
Гендерный разворот в образовании: где он произошел раньше?
| Страны | Год рождения когорты, на которой произошел гендерный разворот | Разница в числе лет, потраченных на образование, в возрасте 25 лет (мужчины минус женщины) |
| Белоруссия | 1945 | -0,4 |
| Аргентина | 1946 | -0,8 |
| Колумбия | 1949 | -0,7 |
| Панама | 1949 | -0,6 |
| Бразилия | 1953 | -0,8 |
| Франция | 1953 | -0,7 |
| Филиппины | 1953 | -0,6 |
| Монголия | 1954 | -1,2 |
| Венесуэла | 1955 | -0,9 |
| Армения | 1955 | -0,5 |
| Киргизия | 1955 | -0,1 |
| Португалия | 1956 | -1 |
| США | 1956 | 0 |
| Израиль | 1958 | -0,1 |
| Коста-Рика | 1960 | -0,4 |
| Канада | 1961 | -0,5 |
| Венгрия | 1963 | -0,3 |
| Греция | 1964 | -0,8 |
| Испания | 1967 | -0,7 |
| Словения | 1970 | -0,6 |
| Чили | 1972 | -0,1 |
| Малайзия | 1973 | -0,2 |
| Эквадор | 1974 | -0,3 |
| Иордания | 1974 | -0,2 |
| Вьетнам | 1974 | 0 |
| ЮАР | 1975 | -0,4 |
| Румыния | 1975 | -0,1 |
| Мексика | - | 0,1 |
| Австрия | - | 0,1 |
| Руанда | - | 0,6 |
| Кения | - | 0,6 |
| Палестина | - | 0,8 |
| Китай | - | 0,8 |
| Ирак | - | 1,1 |
| Боливия | - | 1,2 |
| Гвинея | - | 1,3 |
| Индия | - | 1,5 |
| Камбоджа | - | 1,6 |
| Уганда | - | 1,6 |
| Гана | - | 2,1 |
Источник: Ina Ganguli, Ricardo Hausmann, and Martina Viarengo. Closing the Gender Gap in Education: Does it Foretell the Closing of the Employment, Marriage, and Motherhood Gaps? 2011