Завершился очередной этап борьбы с сокрытием доходов в офшорах – налоговые службы стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и России договорились об автоматическом обмене информацией. Теперь налоговые органы других стран, проверяющие зарубежные счета наших соотечественников, в случае возникновения подозрений будут сами отправлять информацию российским властям, не дожидаясь их запросов.
Казалось бы, над офшорным миром снова нависла угроза массового разоблачения, но давайте разберемся, что означают новые договоренности в действии. Представьте себе налоговую службу, скажем, Швейцарии. Каким образом они поймут, что нерезиденты из России не доплатили на родине налоги, имея на руках только информацию, что эта компания существует и что она получила такой-то доход? По своему опыту знаю, что налоговые службы стран ОЭСР в таких вопросах проявлять инициативу не любят. С трудом верится в то, что на нас хлынет поток информации о движениях средств российских офшоров.
Ситуация будет принципиально иная, если он получил средства на свой незадекларированный счет за рубежом и не заплатил налог. Но и в этом случае жалеть его имеет смысл не больше, чем гражданина, перевозящего через границу незадекларированный миллион наличных долларов. Выражаясь юридическим языком – бизнесмен, получающий доходы за рубежом, может и должен знать о своей обязанности декларировать свои зарубежные счета в российских налоговых органах. И я полагаю, что граждане, открывающие такие счета, это знают. Если счет задекларирован, то надо понимать, что информация о поступающих на него средствах будет доступна налоговым органам. Есть хорошая цитата на эту тему из фильма «Залечь на дно в Брюгге»: «Если ты решил кого-то ограбить с пистолетом, в котором холостые патроны, и ты позволяешь ему отобрать у тебя пистолет и выстрелить тебе в глаз, то ты сам виноват, что ты конченый придурок». Иными словами – подавляющему большинству российских держателей офшорных счетов эти нововведения пока ничем не грозят. Но у нас еще есть возможности для ужесточения законодательства.
Все принципиально изменится, если Россия решит изменить закон таким образом, что российские налоговые органы будут рассматривать доходы офшорных компаний как доходы физического лица. Такое правило действует в большинстве развитых стран – в частности, в США и в Германии. Но к моменту принятия подобного закона у нас бизнесмены, использующие транзитные офшорные компании, успеют переключиться на использование обычных резидентных компаний в странах с низкими налогами (например, в Швейцарии, Ирландии, Гонконге и т.п.) и будут платить налоги по местному законодательству, что, очевидно, избавит их от раскрытия чувствительной информации российским властям.
Слава богу, пока о проекте подобного закона речь не ведется. Да и так ли нужно нашей экономике ужесточение контроля за зарубежными операциями? Горячее желание российских налоговых органов навести порядок в офшорной сфере напоминают сказку Оскара Уайльда «Великан». Там у великана в волшебном саду играли соседские дети и сильно его раздражали – он их прогнал, в результате чего сад опустел и завял. То же самое произойдет с экономикой, в которой выставлены барьеры, препятствующие свободному движению капитала. Охота за информацией о доходах в странах со слабой экономикой ведет к тому, что не за чем становится охотиться.
Как это не совсем очевидно налоговым чиновникам, офшорная инфраструктура способствует не только и не столько оптимизации налогообложения, сколько свободному движению капиталов. Они хоть и выводятся из России, но в большинстве случаев в нее же и возвращаются. Завинчивание гаек в этой сфере просто приведет к тому, что уйти-то они уйдут, а вернуться назад не смогут. Как говорится в известной пословице, «капитал – это трепетная птичка, если ее напугать, она сразу летит в Швейцарию». Хочется добавить – и уже навсегда.