Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Минэнерго договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на нефтепродукты минимум до президентских выборов. По словам главы ведомства Сергея Шматко, министерство мониторит ситуацию, чтобы цены на бензин оставались на уровне декабря 2011 года. 

О возможности существования такой договоренности рассуждали с начала года. Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизтопливо в России с 1 января увеличились примерно на 30%. А цены остались на уровне около 29 руб. за литр Аи-95. В итоге почти 100% роста акцизов компаниям приходится вычитать из прибыли. Объяснить это чем-то другим, кроме как политической воли, было сложно. Теперь догадка получила подтверждение. Сергей Шматко даже обозначил срок действия такой договоренности – минимум до марта. В прошлом году схожие действия чиновников вызвали дефицит бензина во многих регионах. Что же будет теперь? Опасения нового дефицита небеспочвенны. Но в 2012-м, скорее, случится только рост цен: звучали успокаивающие заявления о больших запасах бензина у ВИНК (вертикально-интегрированных нефтяных компаний).

Главная роль на российском рынке нефтепродуктов отдана ручному управлению, а не рыночному ценообразованию. Ситуация 2011 года: с одной стороны, ФАС собирает более чем 4 млрд руб. штрафов с ВИНК в рамках третьей волны антимонопольных дел. С другой, на фоне стабильно высоких нефтяных цен на мировых рынках в России к концу года существенно дешевеет бензин. В итоге сегодня оптовая стоимость тонны Аи-95 всего на какие-то 1000–1500 руб. выше прошлогоднего уровня – это на фоне двойного повышения акцизов и почти 20% роста цен на нефть. Одновременно в России проходят выборы в Госдуму и растут протестные настроения. Все понятно? Столь же явно приоритет ручного управления будет наблюдаться (и сегодняшнее заявление Шматко тому доказательство) в первой половине 2012 года. 

Но после мартовских выборов президента у нефтяных компаний появится минимум два оправдания для осторожного перекладывания тяжести повышения налогов на население. Основным станут издержки в модернизацию НПЗ. Дополнительным стимулом вполне могут оказаться нефтяные цены. Эмбарго на нефть из Ирана и последующее перекрытие Ормузского пролива поднимут цены на $15–30 за баррель. Выше – маловероятно, если учесть возможную сопутствующую рецессию в мировой экономике. Одновременно исчезнет главное препятствие к росту цен на заправках: других важных выборов после марта уже не будет. Минэнерго неслучайно рекомендует потребителям (в первую очередь, фермерам) начать копить топливо к весеннему периоду ремонтов НПЗ.

Цены на нефтепродукты в рознице весь 2012 год останутся далекими от справедливого уровня. Но если до выборов они будут ниже его, то после – значительно выше. Биржевая торговля только развивается, законопроекты ФАС также не смогут дать быстрого результата. А теперь представьте силу желания нефтяников воспользоваться послаблением контроля. Вспомните ситуацию конца 2008 года, когда нефтяные котировки упали в разы, а цены на заправках оставались близкими к пиковым: в правительстве в принципе не были против этого завышения, так как ВИНК нуждались в финансовой помощи.

Мой прогноз: уже к середине лета оптовые цены на бензин поднимутся к максимумам прошлого года. Вслед за ними последуют розничные – уровень в 30 рублей будет преодолен еще до мая. А к концу летнего сезона, чтобы исключить дефицит топлива, нефтяникам позволят поднять планку до 33–34 руб. Выход выше зависит от результатов противоборства ФАС с ВИНК, эффективности развития биржевых торгов на данном этапе и других мер правительства.