Российские «доткомы» близки к тому, чтобы стать вровень с титанами национальной экономики – «Газпромом» и «Роснефтью». Это произойдет, когда Госдума примет старый законопроект, возводящий крупные интернет-компании в статус стратегических. Неискушенный наблюдатель, наверняка, сочтет это очередным закручиванием гаек, тем более на фоне высокой протестной активности. Но в данном случае парламент действует скорее в интересах бизнеса, а не государства. К сожалению, идея, столь привлекательная в краткосрочном плане, через несколько лет рискует привести к серьезному ослаблению позиций российских интернетчиков.

Статус стратегических, как правило, присваивается компаниям, владеющим важными объектами инфраструктуры, обеспечивающим работой десятки тысяч человек, проводящим государственные интересы в конкретной отрасли. «Яндекс», Mail.ru, «ВКонтакте» и «Одноклассники» этим критериям явно не соответствуют, являясь, по сути, сервисными компаниями. Доступ к их ресурсам осуществляется через провайдеров по физическим или беспроводным каналам связи, мониторинг которых с помощью системы СОРМ неусыпно ведут правоохранительные органы. Именно телекоммуникационные компании являются для интернета стратегическими, поскольку именно от них зависит наша способность читать почту, искать информацию, вывешивать фотографии и видео.

Учитывая трансграничный характер деятельности «доткомов», наше государство достаточно либерально относится к деятельности зарубежных компаний в отечественном интернет-пространстве: не запрещает русифицировать сетевые сервисы Google и Microsoft, открывать представительства, использовать труд российских программистов. На заре своего существования Ozon и «Яндекс» несколькими раундами собирали средства западных инвестиционных фондов, в 2007 г. южноафриканский Naspers свободно купил 30% Mail.ru.

Единственным недружественным актом было решение Федеральной антимонопольной службы, запретившей Google в 2008 г. приобрести сервис контекстной рекламы «Бегун». Однако в 2010 г. никто не помешал Mail.ru договориться об использовании движка крупнейшего мирового поисковика.

С какой стороны ни посмотри, государству незачем дополнительно закручивать гайки. Контроль за каналами доставки информации и так есть. Есть и свободный доступ на российский рынок иностранных ресурсов. И когда практически на равных в интернете присутствуют, к примеру, Google и «Яндекс», нет никакого смысла выстраивать дополнительный контроль над «Яндексом», потому что всегда будет неподконтрольная альтернатива. Тем более, что в 2009 г. компания выпустила в пользу Сбербанка акцию, позволяющую наложить вето на приобретение 25% акций поисковика, а через год в совете директоров «Яндекса» появился авторитетный специалист по GR Александр Волошин. Нет, диктата государства нашим интернет-гигантам в данном случае опасаться не стоит.

Чего реально опасаются в российском интернете, так это появления сильных конкурентов. В «Яндексе» постоянно подчеркивают свой уникальный статус национального поисковика, который не покорился Google. И наверняка там очень хотели бы остаться непокоренными.

Присвоение крупным игрокам Рунета статуса стратегических обяжет государство следить за приобретением иностранцами более 10% голосующих акций. Это совершенно исключает вариант недружественного поглощения, но никоим образом не мешает проводить вторичные публичные размещения акций или напрямую привлекать портфельных инвесторов. А также привлекать средства иностранных интернет-гигантов в сколковские посевные проекты, да и вообще в любые другие стартапы. Лидеры Рунета окажутся под защитой государства, сохранив полную свободу действий во всем, кроме продажи больших пакетов акций (на которые, впрочем, государство при желании бы и раньше могло наложить вето).

Российская экономическая история знает немало примеров, когда собственники компаний долго отказывались от предложений о приобретении, как, например, производитель напитков «Очаково». Они надеялись, что потенциальные покупатели передавят друг друга, перебивая ставки. Но спустя некоторое время конкуренты обнаруживали возможности для органического развития бизнеса или находили новые, не столь дорогие цели для поглощения. А компании, пропустившие благоприятный момент, как правило, теряли рыночную долю. Вовремя проведенное IPO, конечно, повышает выживаемость компании, но надежно защититься от иностранцев в конце концов позволят идеи и интеллект, а не административные барьеры.