Информация о том, что консорциум операторов, который должен запустить в России связь четвертого поколения, может и не состояться, не нова. Изначально было понятно, что такое объединение создано искусственно, под «нажимом» сверху с единственной целью – остудить разгорающуюся шумиху с отсутствием частот.
Многое, на мой взгляд, происходит просто потому, что у самого регулятора в лице Минсвязи нет понимания, что делать. Отсюда и проблемы. Плюс процесс наделения частотами крайне не прозрачен и редко логически объясним
Начнем с того, что с частотами оказался лишь «Скартел», получивший их как бы заранее. То есть когда это было сделано, Минсвязи еще не объявляло, что будет с ними происходить и как их развивать. После частотами наделили ранее неизвестного игрока – «ВоенТелеком». А дальше случилось самое интересное: федеральная тройка поняла, что их могут «прокатить» и начала писать письма наверх, что этого не должно произойти и тому подобное.
Отсюда и родилась идея построить сети LTE на «Скартеле», но всем было изначально понятно, что так или иначе это путь в никуда (в лучшем случае, это временный вариант). За этим последовало создание 4G консорциума, который наделили полномочиями определять, как можно разворачивать сети 4G и вносить предложения регулятору.
Но снова вышла промашка: вместо объявленного открытого общества получилась как бы закрытая «конура», куда невозможно попасть никому, кроме «большой тройки» и «Ростелекома». Сколько бы ни говорили руководители консорциума, что они всем рады, очевидно, что их основной задачей было отстоять возможность получения частот только своим компаниям. Тот же «Теле2» обращался неоднократно к регулятору и к консорциуму с просьбой принять компанию в число участников консорциума и участвовать в процессе выдачи частот. Но очевидно, что компании откажут в лицензии на 4G, так же, как сделали это ранее с 3G, несмотря на то, что оператор имеет и опыт построения таких сетей, и инвестиции на их разворачивание. А после президент Медведев на встречах с зарубежными инвесторами будет объяснять, что у нас все делается для иностранных компаний, желающих вложить свои инвестиции, и что у нас все прозрачно и приятный инвестиционный климат.
Куда было бы проще сделать процессы выделения частот более рыночными и прозрачными. Например, проводить их через аукционы, на которых победитель определялся по количеству денег, которые он готов потратить на покупку частот. Это, с одной стороны, наполняло бы бюджет государства, а не кошельки Минобороны за расчистку эфира, а с другой позволяло бы компаниям самим решать, готовы они на такие траты или нет.
Сейчас есть множество вариантов развития текущей ситуации: строительство на базе «Скартела», использование принципа частотной нейтральности и запуск сетей на имеющихся частотах, выделение новых полос частот, и тд.
При этом, главное – понять всю идею целиком. Потому что пока мы видим ситуацию, в которой каждый пытается «отжать» что-то для себя, но местечково. Например, АФК «Система» принадлежит 50% «Космос-ТВ» – оператора, работающего по технологии MMDS и владеющего в Москве примерно 60 МГц частот, пригодных для строительства LTE. Но в данном случае речь идет только об одном, пусть и столичном, регионе, но не о всей России. У «большой тройки» сотовых операторов есть собственные сети, которые уже во многом готовы к переходу на LTE, но вопрос, разрешат ли им их использовать подобным образом. У нас очень странно работает принцип технологичной нейтральности: к одним он может быть применен, а к другим нет.
Сейчас все находятся в ожидании, что будет 8 сентября, на это число запланировано заседание Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ). Ситуация сможет проясниться или снова еще более запутаться, но в любом случае выход из сложившейся ситуации будет не скоро.