Фото: fotoimedia / Гай Север
Российские университеты занимают 11-е место в мире по количеству денег, привлеченных от крупного бизнеса, в расчете на одного ученого. Это следует из рейтинга, обнародованного изданием Times Higher Education и агентством Thomson Reuters сегодня. Такие данные удивительны на фоне того, что в аналогичном рейтинге по качеству образования российские университеты не входят даже в первые две сотни.
Times Higher Education приводит несколько примеров изобретений, созданных в стенах вузов, но востребованных бизнесом: проспонсированный Сергеем Брином бургер из стволовых клеток (Университет Маастрихта), плазменные экраны (Университет Иллинойса), интернет (UCLA) и формат MP3 (Университет Эрлангена).
Методика исследования подробно не описывается, но суть ее такова – берется сумма, которую крупный бизнес перечисляет конкретному университету, пересчитывается в доллары по паритету покупательной способности (методика, которая – в отличие от пересчета по валютному курсу – учитывает, что на $1 в разных странах можно купить разное количество товаров и услуг), а затем сумма делится на количество исследователей в данном университете. В списке ниже – топ-30 рейтинга.
- Южная Корея – $97 900 на одного университетского исследователя (по ППС);
- Сингапур – $84 500;
- Нидерланды – $72 800;
- ЮАР – $64 400;
- Бельгия – $63 700;
- Тайвань – $53 900;
- Китай – $50 500;
- Швеция – $46 100;
- Дания – $43 600;
- Индия – $36 900;
Россия
– $36 400;
- Турция – $31 000;
- Канада – $27 200;
- США – $25 800;
- Австралия – $25 600;
- Япония – $24 900;
- Финляндия – $24 500;
- Новая Зеландия – $22 300;
- Франция – $21 000;
- Гонконг – $20 000;
- Германия – $19 400;
- Швейцария – $17 600;
- Бразилия – $14 900;
- Италия – $14 400;
- Израиль – $13 600;
- Великобритания – $13 300;
- Австрия – $11 300;
- Норвегия – $9 100;
- Португалия – $8 600;
- Ирландия – $8 300.
Место России выглядит очень высоким. И это при том, что в общий рейтинг университетов (включающий 400 организаций) того же Times Higher Education попали только два российских вуза – МГУ (место 201–225) и МИФИ (226–250). Если аналитики учитывали инвестиции от бизнеса только в те вузы, которые попали в топ-400, то такой результат неудивителен – ведущие вузы России получают много денег от бизнеса, но в среднем ситуация по стране хуже. Косвенно это подтверждается тем, что Австралии, которая в топ-400 представлена 19 вузами, стоит в сегодняшнем рейтинге вложений бизнеса на одного исследователя на 15-м месте. Зато Индия, которая представлена в топ-400 лишь тремя университетами (ни один из них не поднялся выше 226-й строчки), заняла аж 10-е место по деньгам на исследователя. Как бы то ни было, радует, что по крайней мере наши лучшие вузы получают денег от бизнеса вполне на мировом уровне.