Иллюстрация: Achervinko / Flickr.com

Пятилетняя история с созданием Росфинагентства (РФА), специализированной организации по управлению накопленными государством деньгами, казалось бы, вот-вот завершится. В январе Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект, и, несмотря на жесткую критику депутатов, Минфин четко дал понять, что намерен идти до конца. «С ролью профессионального управляющего нам не справиться», – обосновывал появление РФА замминистра финансов Сергей Сторчак.

Сейчас очевидно, что законопроект, впрочем, как и сама идея РФА в том виде, в котором оно задумывалось, зависли. К середине марта ожидались поправки ко второму чтению, которые должен был рассмотреть профильный Комитет Госдумы по бюджету и налогам. Но уже май, и никакого продвижения нет. За это время, правда, нижняя палата парламента успела принять законопроект с новыми правилами верстки бюджета, которые позволяют размещать резервные средства в российские ценные бумаги напрямую, без посредника в виде РФА. «Теперь мы можем уже не торопиться с Росфинагентством, а подробно и серьезно обсуждать все вопросы, связанные с его созданием или вернуться к вопросу о целесообразности его создания», – тонко намекнул глава бюджетного комитета Андрей Макаров. 

По информации Slon, в Минфине от идеи РФА не отрекаются и будут настаивать на принятии документа во втором чтении, хотя и готовы местами его переписать, например поменять организационно-правовую форму агентства (сейчас предусмотрено, что оно появится в форме ОАО). Но критика со стороны экономистов, а также крупные скандалы с растратой выделенных бюджетом денег – ОАО «Курорты Северного Кавказа», фонду «Сколково», видимо, заставили власти на самом высоком уровне задуматься – а так ли нужна еще одна корпорация, к тому же с такими широкими полномочиями. Как утверждает источник Slon в правительстве, дискуссия вышла на уровень администрации президента, и уже там решат, появится ли агентство и с какими функциями.

Если абстрагироваться от подковерных интриг и риска коррупции и попытаться разобраться, а какая польза будет от Росфинагентства, невольно приходишь к выводу, что практически никакой. Цель по повышению доходности от управления средствами Резервного фонда труднодостижима в нынешних условиях: список ликвидных бумаг ограничен. А если РФА будет вкладывать резервные средства в бумаги перспективных инфраструктурных проектов, то станет по сути еще одним институтом развития. 

Увеличение числа таких институтов вовсе не означает, что развития будет на самом деле больше. Создавать конкуренцию действующему, например, ВЭБ, ожидая при этом, что новая структура будет эффективнее отыскивать самоокупаемые проекты, не совсем разумно. Лучше повысить качество существующих компаний. А там есть над чем поработать. У институтов развития зачастую нет долгосрочного горизонта планирования, понимания ситуации в экономике, проекты находятся от случая к случаю, а экономический эффект от них не превышает затрат. Где гарантия, что с РФА будет по-другому? 

Кудринский Стабилизационный фонд, который был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, создавался не для того, чтобы на нем зарабатывать. Резервный фонд – по сути копилка на черный день, страховка от падения цен на нефть, ФНБ нужен для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Авторы законопроекта ссылаются на международный опыт работы подобных агентств, которые управляют бюджетными деньгами. Но в том же Сингапуре или Арабских Эмиратах, где действительно есть профессиональные управляющие, бюджет профицитный, они могут себе это позволить. Российский бюджет в ближайшие годы будет исполняться с дефицитом, пенсионная проблема будет давить на ФНБ, так что накопленные деньги пригодятся.

Единственная функция РФА, которая может быть оправдана, это управление госдолгом. Эксперты признают, что Минфин мало внимания уделяет долговой политике: планы заимствований не всегда выполняются, коммуникации с инвесторами недостаточны, а сейчас они особенно важны после прихода иностранцев на рынок ОФЗ. Всем этим действительно могло бы заняться агентство, но как госорган, в составе того же Минфина. Для этого не нужно создавать отдельную коммерческую структуру, назначать туда топ-менеджеров с высокими зарплатами. Ведь можно и не потянуть все это хозяйство. От финансирования одного высокозатратного и амбициозного проекта – ОАО «УЭК» – государство уже отказалось, проект провалился с треском. Не получится ли так и с Росфинагентством?