© bikepost.ru
Российские дороги всегда имели дурную славу, особенно те, что далеки от магистралей федерального значения. Причина также стара – хроническая нехватка денег. Некоммерческая организация РАДОР, которая объединяет территориальные органы управления автомобильными дорогами, проследила динамику финансирования дорожных работ в регионах за последние 10 лет. Неутешительные выводы – ниже.
Подавляющее большинство дорог в стране – это дороги регионального или межмуниципального значения. Их общая протяженность почти 500 000 км, из них грунтовых – около 40 000 км, а остальные – с твердым покрытием. Для сравнения: федеральных трасс в стране 50 000 км. Хуже всего финансируются как раз региональные. В 13 из 83 субъектов автомобильные артерии можно назвать полностью «убитыми». Абсолютным соответствием нормативным требованиям всех своих дорог не может похвастаться ни одни субъект.
Денег в стране в 2000–2008 годах становилось все больше, но на дорогах нефтяной бум 2000-х никак не отразился. Зато кризис отразился еще как. Объемы капитального ремонта региональных дорог за последние 10 лет снизились в два раза. Протяженность отремонтированных дорог не дотягивает даже до 10 000 км в год против 20 000 в 2002 году. Хотя, по данным РАДОР, в последние посткризисные годы и наблюдается рост расходов региональных бюджетов на финансирование дорожного хозяйства. В 2010 году было выделено в общем 180 млрд рублей, а в этом запланировано 388 млрд.
Со строительством новых дорог все еще хуже.
На региональные дороги хронически не хватает денег. Региональные и областные бюджеты не могут покрыть и 15% от общего объема необходимых финансовых затрат, которые бы обеспечили должный уровень ремонта и содержания в соответствии с нормативами. Чиновники предлагают разные варианты. Одни уверяют, что деньги можно привлекать посредством государственно-частного партнерства, которое, при всем том, никак не приживается в нашем дорожном строительстве. Другие сильно рассчитывают на систему создаваемых дорожных фондов. Их основные источники автомобилистов не могут радовать: транспортные налоги, налоги на топливо. И в любом случае колоссальный разрыв между возможностями регионов по дорожному строительству и их потребностями не сможет быть быстро ликвидирован.