Приходите еще | Не туда идут | Локализация – это фикция
Российские власти хотят привлечь в страну новых иностранных автопроизводителей. Впервые с ноября 2007 года возобновляется подписание соглашений о промышленной сборке автомобилей. Первые двое желающих уже есть: как стало известно Slon.ru, это Opel и Mercedes, которые хотят собирать свои модели на площадках ГАЗа. Кроме того, автоконцерны, уже открывшие в России сборочные площадки, теперь фактически избавлены от ответственности за недостаточную долю местных запчастей в своей продукции. Иностранные компании теперь сильнее нужны российским властям, чем самим этим компаниям Россия с ее сжавшимся автомобильным рынком.
ПРИХОДИТЕ ЕЩЕ
В пятницу, 29 января, был опубликован межведомственный приказ об изменениях в режиме промсборки, который вступит в силу с 9 февраля. Минэкономики, Минпромторг и Минфин подготовили совместный приказ на месяц позднее, чем планировалось. Представитель одного из ведомств признал, что документ утверждали с большим трудом: в нем гораздо больше деталей, чем в предыдущих редакциях, и теперь довольно четко объясняется, чего, собственно, государство хочет от автопроизводителей.
Сейчас на основании соглашений с правительством о промышленной сборке работает большинство автозаводов, даже российские «АвтоВАЗ» и ГАЗ (исключение составляют «Автотор» и «ТагАЗ»). Режим промсборки дает возможность ввозить детали для новых моделей по низким импортным пошлинам (до 5%). Взамен производителю нужно построить на своем заводе цеха по окраске и сварке кузовов, а также в течении нескольких лет довести использование российских деталей (локализацию) до 30%. В ноябре 2007 года, в связи с тем, что Россия планировала вступать в ВТО, а такой режим противоречит ее требованиям, подписание новых соглашений по промсборке было остановлено. Но теперь о ВТО речь больше не идет: ведь и таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией несовместим с членством в этой организации. Так что почему бы не позвать еще гостей?
НЕ ТУДА ИДУТ
Уже месяц во Владивостоке работает завод «Соллерс», который выпускает здесь внедорожники SsangYong. Как пояснила представитель компании Зоя Каика
Возможность подписания новых соглашений по промсборке, очевидно, может быть востребована на Дальнем Востоке. Наш завод во Владивостоке уже работает, но интерес к региону высказывают и другие автопроизводители. В частности, о намерении создать там производство уже публично заявлял альянс Renault-Nissan.
Что же касается завода «Соллерс-Дальний Восток», то на основании меморандума, который у нас уже был, мы заключили договор о промсборке. Однако новые соглашения могут быть нужны и в нашем случае, чтобы запускать на заводе дополнительные модели – а мы не исключаем, что помимо уже анонсированного модельного ряда появятся еще и новые продукты.
Промышленная сборка – это одна из составляющих стратегии, которую мы разрабатываем до 2020 года для отрасли. Но я бы не сказал, что это самоцель. Для формирования конкурентного рынка нужно, чтобы в России было полноценное производство: от разработки, производства деталей до готового автомобиля. То есть нам нужен полноценный российский производитель, но сейчас он сможет развиваться только в рамках совместного производства с международным партнером, если речь идет о производстве легковых автомобилей, которые смогут составить конкуренцию импортным.
Но режим промышленной сборки на иностранных предприятиях, разумеется, тоже вполне комфортен для нашего рынка, и в стратегии, которую министерство планирует закончить до конца месяца, ему будет отведено отдельное место. Именно поэтому мы планируем разрешить заключать новые договора. Я бы не стал говорить, что это сделано по просьбе или под каких-то конкретных игроков рынка. То есть, конечно, можно сказать и так: если какая-то норма открывает кому-то новые возможности, она принята в его интересах, но я бы не стал говорить о том, что это ради одного какого-то проекта. Законодательно у нас открыты двери для всех желающих – так что, пожалуйста, при соблюдении всех требований режимом можно пользоваться.
Что касается второго приоритетного проекта, который мы сейчас выбираем, второго после Renault-Nissan-«АвтоВАЗ», то назвать абсолютного лидера сейчас нельзя – варианты мы смотрим. Но я почти со 100%-ной уверенностью могу сказать: будет уже действующее СП с хорошими перспективами. Хорошие шансы у Fiat-«Соллерс», например. Но говорить о конкретике я сейчас не буду. Что касается Mercedes-ГАЗ – мне о их планах играть какую-то роль в любом из сегментов ничего неизвестно. Сейчас многое зависит от планов самих компаний, как только нам будет ясна с ними ситуация, мы определимся со своей позицией. Пока об этом лучше говорить с самими производителями.
Если на Дальный Восток, помимо «Соллерс», никто не рвется, то нижегородскому региону готовы помочь сразу два иностранных автоконцерна. Как сообщил Slon.Ru источник в Объединении автопроизводителей России, пункт, позволяющий возобновить подписание соглашений, появился по просьбе General Motors (для марки Opel) и Mercedes-Benz. Оба производителя признали, что ведут переговоры с ГАЗом об открытии сборки на его площадях. В GM идет подготовка к запуску бюджетной иномарки и легких коммерческих автомобилей, на которые компания хотела бы значительно снизить цены, говорит управляющий директор Opel в России Ин Хакер
Сложно комментировать переговоры с Минпромторгом, а уж тем более говорить о том, когда будут подписаны новые соглашения по промсборке. Однако приходится признать, что производство внутри страны и, как следствие, возможность снизить цену на коммерческие модели для нас на самом деле были бы существенным фактором.
К примеру, продажи Opel Combo в Европе идут вполне успешно, а в России провалились. Причина как раз в том, что автомобиль импортный, и потому слишком дорогой.
Мы ведем переговоры с «Группой «ГАЗ» о возможном выпуске на их площадке легкоммерческих моделей. Пока все это на уровне обсуждений. В автомобильном бизнесе всегда рассматривается максимальное количество вариантов, и переговоры о возможном партнерстве ведутся с разными кандидатами.
Так что говорить о сроках запуска совместного производства преждевременно. Переговоры о промсборке с Минпромторгом тоже ведутся. Однако сказать что-то определенное, в том числе о том, насколько заключение договоров с ведомством ускорит запуск совместного проекта, трудно.
Новый документ актуален и для других автопроизводителей, которые захотят увеличить количество выпускаемых в России моделей. Сейчас готовятся к запуску своих заводов PSA Peugoet-Citroen, Mitsubishi и Hyundai
Приказ в той части, которая ограничивает права производителей применять отверточную сборку, в первую очередь коснется тех компаний, которые собираются запускать производство в России: Peugeot-Citroen, Mitsubishi, Hyundai. Для других новые условия по промсборке будут одним из факторов для того, чтобы задуматься о заключении новых соглашений, однако в любом случае это не будем решающим. Причем очевидно, что китайские компании в Россию в любом случае постараются не пустить.
Среди новых соглашений о промсборке будет больше тех, которые касаются коммерческого транспорта, так как потребности в легковых моделях намного меньше. Большинство легковых производств либо уже открыты, либо запустятся в самое ближайшее время.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ФИКЦИЯ
Возобновляя подписание соглашений, власти прописали в чем-то более жесткие правила для производителей. К примеру, моделей, которые выпускаются крупноузловым методом SKD, – в народе его называют «отверточным», – должно быть не больше, чем собираемых по схеме CKD (с окраской и сваркой кузовов). Кроме того, чиновники сделали более регулярными отчеты для производителей: по новым соглашениям отчитываться надо будет раз в полгода, а не раз в год – и прописали, какие именно документы хочет видеть от них минпромторг. Это – отчет о фактических капиталовложениях, сведения об объемах выпуска продукции и отчет об автокомпонентах, фактически ввезенных на территорию РФ и использованных для сборки автомобилей. Производителям придется также отчитываться о наличии автокомпонентов на складах, о бракованных запчастях, о факте их утилизации, а также предоставлять бухгалтерскую отчетность за предыдущий и текущий годы. На основании этих данных в Минпромторге самостоятельно будут определять, достаточно ли проделанной работы и потраченных средств для продления соглашений. Большая часть этой информации нужна чиновникам, чтобы понять, как продвигается локализация автопроизводств, переходят ли компании на российские детали. Например, стоимость бракованных деталей можно учитывать при определении степени локализации, а можно считать без них, и тогда эта степень будет ниже. Но власти одновременно сигнализируют, что, хотя они хотят тщательнее следить за процессом, наказывать за то, что локализация идет медленно, они не будут. Раньше соглашения о промсборке предполагали выплату задним числом всех пошлин в полном размере, если к оговоренному сроку не будет достигнута 30-процентная локализация. В новом приказе этого условия нет. Более того, чиновник Минпромторга сообщил Slon.ru, что пошлины за предыдущие периоды не заставят платить и тех производителей, которые заключили соглашения по старым правилам.
Пока говорить о перспективах нового приказа слишком рано. Однако в целом возобновление подписания соглашений по промсборке – со стороны властей действительно шаг в сторону иностранных компаний. Судя по всему, они действительно делают ставку на развитие собственного автопроизводства с учетом иностранного опыта. Кстати, в этом смысле, для иностранцев ГАЗ более привлекательный партнер, чем «АвтоВАЗ»: компания по масштабам меньше, и проблемы ее, соответственно. Но с точки зрения выбора стратегических альянсов, на самом деле, выбор так называемых ключевых партнерств несколько интуитивен. То есть на деле наиболее перспективными могут оказаться не те альянсы, на которые сделают ставку российские чиновники.
Динамика продаж в России в прошлом году многих производителей заставила пересмотреть свои планы. Ведь расчет был продать в общей сложности около 3 млн машин, а не получилось реализовать задуманное даже наполовину. А если посмотреть структуру спроса, при общем падении продаж на 56%, снижение продаж для иномарок внутреннего производства составила лишь 38%, для российских брендов сокращение составило 44%. Естественно, производители делают выводы из таких показателей. Но надо понимать, что таможенные льготы важный, но не единственный фактор, который производители имеют в виду, когда принимают решение запускать новое производство либо расширять модельный ряд на уже открывшемся заводе. Учитывается и то, насколько «гибкое» производство на заводе в России и то, насколько иностранные заводы, которые поставляют машины для отечественного рынка, можно переориентировать для других целей. Кроме того, берутся в расчет затраты на логистику. А в России низкое качество дорог и плохое оборудование морских портов.
0
http://www.slon.ru/articles/255369/