Фото: REUTERS / Alexander Natruskin
Сегодня в базе Национального бюро кредитных историй (НБКИ) числятся 45 млн заемщиков, которым предстоит вернуть как минимум один кредит. Это примерно треть всех россиян или 63% экономически активного населения. При этом просроченная задолженность по потребительским кредитам продолжает расти: с января по октябрь 2013 года она выросла с 5,1% до 5,8% от объема выданных займов, сообщило сегодня НБКИ.
В автокредитовании все в целом благополучнее, хотя и здесь с июля этого года намечается слабый рост просроченного долга. Учитывая, что сейчас в кредит продается почти половина автомобилей (по оценке НБКИ, в III квартале 2013 года – 45,8%), это может существенно повлиять на рынок.
Динамика коэффициента просроченной потребительской задолженности по автокредитам
Источник: НБКИ
В некоторых регионах рост просроченных автокредитов уже опережает выдачу новых в несколько раз. В таблице ниже такие регионы отмечены красным. Самая тревожная ситуация – в Ставропольском крае.
Источник: НБКИ
Сегодня в базе НБКИ зарегистрировано 2,6 млн действующих автокредитов. Общая задолженность по ним – 1,3 трлн рублей. Средний размер автокредита – 504 тысячи рублей (это примерная стоимость народного седана вроде Kia Rio или Hyundai Solaris).
В борьбе с возможным кредитным кризисом ЦБ все-таки собирается ограничивать ставки по потребительским кредитам для банков и микрофинансовых организаций. Хотя против этого выступали представители Минфина. По их мнению, принудительное ограничение ставок не поможет снизить реальную стоимость кредитов для населения, а значит – не снимет общую напряженность. Оппоненты ЦБ считают, что надо ограничить не ставки, а долю дохода гражданина, которую он может направить на выплаты по кредитам.