Почти половина домов в новых коттеджных поселках не могут найти покупателя, несмотря на сокращение введения новых объектов почти вдвое. В результате девелоперы вынуждены менять концепции в сторону сокращения площади объектов ради их удешевления. Если сравнивать с докризисными временами, то средняя стоимость нового дома в Подмосковье упала почти вдвое, а средняя площадь – больше чем на 30%. Если сравнивать три последних полугодия, то, по данным Аналитического центра Irn.ru, в первой половине 2011 года появился 71 новый коттеджный поселок, во второй половине прошлого года – 75 поселков, а в первой половине 2012 года на рынок вышло всего 39 новых поселков. Однако, несмотря на замедление роста, доля свободных домовладений на рынке коттеджных поселков, по словам Татьяны Бокачевой, начальника отдела исследований Irn.ru, по-прежнему огромна – около 40%.

Первичный рынок коттеджных поселков и участков с подрядом

1 кв. 2008 3 кв. 2008 3 кв. 2009 2 кв. 2010 4 кв. 2010 2 кв. 2011 4 кв. 2011 2 кв. 2012
Количество поселков, шт.
247 301 284 276 284 314 354 356
Количество новых проектов и вернувшихся на продажу поселков, шт.
52 47 38 52 71 75 39
Средняя площадь участка, сот.
21,0 20,6 20,6 19,7 18,7 17,8 16,5 16,4
Средняя площадь дома, кв. м
352 347 337 300 292 286 277 265
Средняя стоимость 1 кв. м, руб.
95 673 104 725 100 392 81 896 79 583 73 185 74 768 71 311
Средняя стоимость дома, руб.
33 705 422 36 315 145 33 873 563 24 584 705 23 265 457 20 918 846 20 697 731 18 916 949

Источник: Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU»

Почему? Отложенный в кризис спрос был реализован в 2010–2011 гг., а нового спроса оказалось недостаточно, чтобы поглотить возросшие объемы предложения. Очередное падение спроса пришлось на первую половину июня – продавцы повышали цены, объясняя это ростом курса доллара, в то время как покупатели ожидали существенного дисконта из-за возникшей нестабильности на рынке и угрозы новой волны кризиса. По словам Антона Архипова, руководителя офиса «Сретенский» компании «Инком-Недвижимость», в большей степени падение спроса коснулось наименее популярного сегодня бизнес-класса, в меньшей степени – эконома.

Сейчас ситуация стабилизировалась, но в Московской области по-прежнему много коттеджных поселков, где уровень продаж находится практически на нуле. Глядя на такую ситуацию, многие новые инвесторы меняли концепцию своих проектов: уменьшали среднюю площадь объектов, увеличивали их количество в поселке, склонялись в сторону таунхаусов. «Сейчас много предложений небольших форматов таунхаусов эконом-класса, площадью от 120 кв.м. с низкой ценой, хотя раньше площадь таунхауса составляла в среднем 180–200 кв.м и выше, – говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела маркетинга департамента консалтинга компании GVA Sawyer. – И такого рода предложения пользуются спросом, особенно, если это предложение находится на Калужском направлении, Киевском».

Однако уменьшение площади – не панацея. Продажи недорогого жилья больше зависят от транспортной инфраструктуры: эконом-классу важна не только автомобильная доступность, но и скоростная, в виде ж/д. Поэтому, решив одну проблему, компании сталкиваются с другой, которую решить гораздо сложнее, так как она уже от них не зависит.