В четверг правительство обсуждало, как ускорить российскую экономику. Минфин предлагает не понижать пенсионные взносы и сократить чиновников, чтобы ускорить темпы экономического роста. Минэк предлагает потратить деньги на трассу Москва – Казань и нанокерамику, а также переложить часть ответственности за рост экономики на ЦБ. О идеях Министерства экономики и реакции на них экономистов Slon писал здесь.

Уже есть первая реакция на пакет мер по стимулированию экономики – зампред Банка России Сергей Швецов сказал, что сейчас целесообразно избежать дискуссии о наделении ЦБ ответственностью за экономический рост в РФ. Между тем что именно из предложений Минфина и Минэка вошло в итоговый пакет, достоверно неизвестно. Агентство «Прайм» утверждает, что предложение Минфина в него вошли. Замминистра экономразвития Андрей Клепач сегодня днем тоже затруднился сказать, что же осталось в итоговом плане.

В целом выступление главы Минэка Андрея Белоусова сводилось к следующему:

Он перечислил известные ранее идеи его ведомства по ускорению роста – снижение Центробанком ставок, улучшение предпринимательского климата и госинвестиции. В прогнозе роста ВВП на 2013 год, который составляет, по умеренно-оптимистическому сценарию, 2,4%, заложено, что будут реализованы все идеи Минэка. Предлагаемое ограничение роста тарифов на услуги естественных монополий не учтено. Про деловой климат в России министр Белоусов сказал следующее: «Кстати, хотел заметить, что, несмотря на известную критику в части нашего предпринимательского климата, мы пока не отметили замедления частных инвестиций. Падение темпов инвестиций связано исключительно с сокращением их в государственном секторе и секторе компаний с госучастием». Замминистра Клепач после совещания сообщил журналистам примерно то же самое: «При этом надо отметить, что хотя (это общее место) мы говорим о том, что инвестиционный климат у нас не очень благоприятный, он нас не удовлетворяет, тем не менее есть определенные моменты, которые показывают, что не все так плохо. Несмотря на большой отток капитала через банковскую систему, когда банки накапливали в I квартале этого года свои валютные активы, и, видимо, часть населения, точнее малого бизнеса, переводила средства за рубеж, к нам шел достаточно устойчивый приток прямых иностранных инвестиций, что свидетельствует о том, что наша экономика привлекательна».

По идее чиновников, инвестиции в размере 0,5–0,8% ВВП надо привлечь в некие системообразующие проекты. Инвестиции должны быть как частные, так и государственные: из федерального бюджета, Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений (с последующим возвратом в пенсионный фонд). Вот неполный список этих проектов (точная стоимость сейчас неизвестна):

высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Казань; расшивка узких мест на подходах к портам Дальнего Востока; увеличение пропускной способности Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали; развитие московского транспортного узла; реализация мероприятий по развитию сети автомобильных дорог; развитие промышленности редкоземельных металлов; развитие научного и промышленного потенциала в области композитных материалов, наноструктурированных керамических изделий.

Предложения Минфина таковы:

С 1 января 2014 года отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%. Минфин предлагает оставить их на уровне 6%. Минфин предлагает увеличить государственные инвестиции в инфраструктуру за счет проведения пенсионной реформы и снижения трансферта Пенсионному фонду РФ. Логика такова: если провести пенсионную реформу, то больше не надо будет переводить деньги из бюджета в ПФР (это около 1 трлн рублей в год). Соответственно, появляются свободные деньги для инвестиций. Сокращение числа чиновников и их зарплат. Дословно – «оптимизация численности государственных гражданских служащих и служащих учреждений бюджетной сферы» с 1 октября 2013 года. С этой же даты предлагается начать анализ эффективности деятельности бюджетных учреждений и ГУПОв «с сохранением тех из них, которые предоставляют государственные услуги». К 1 сентября 2014 года – уточнить подходы к повышению заработных плат бюджетников «с учетом фактической нагрузки и влияния на конкурентоспособность экономики».

В апреле Минэк представил помимо умеренно-оптимистичного варианта (рост ВВП в 2013 году на 2,4%) еще и консервативный (1,7%) и форсированный (3,2%), но на заседании правительства был принят умеренный сценарий.