«Российские железные дороги», похоже, сворачивают едва начавшееся высокоскоростное движение на самом оживленном в стране маршруте – между Москвой и Петербургом. Компания закрыла продажу билетов на рейсы «Сапсана» с 13 марта. Кроме того, по данным Slon.ru, агенты по продаже билетов получили распоряжение сузить глубину текущих продаж на этот поезд до 15 дней. Это связано с конструктивными недостатками «Сапсана», выявленными в ходе недолгой эксплуатации немецкого поезда в России.

О технических проблемах РЖД с «Сапсанами» начали говорить в январе этого года. В колесных парах поездов, изобретенных немецкой фирмой Siemens совместно с вице-президентом РЖД Валентином Гапановичем, были обнаружены выщербины

 
Прямая речь

«Я всех своих знакомых отговорил ездить «Сапсаном»

Глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов
о технических проблемах «Сапсана»:
Было очевидно с самого начала, что поезд запустили, не доделав. Первое – двери не срабатывают на морозе. Второе – микротрещины в колесных парах. Пускай эти трещины небольшие, но они есть, и это ужасный риск, ведь они могут привести к разрушению колесной пары и сходу состава с рельсов. Этого достаточно чтобы снять с эксплуатации любой поезд. Я всех своих знакомых отговорил ездить «Сапсаном».
Поезд второпях сделали, чтобы побыстрее показать премьеру. Ответственность за это – господина Якунина личная, и он не просто взял на себя эту ответственность – он господина Путина катал на «Сапсане». С учетом того, какие люди ездят в «Сапсане» сегодня, – это все, извините, тянет на измену Родине. А тут еще я у вас, на Slon.ru, читал, что [вице-президент Валентин] Гапанович оказался изобретателем по части высокоскоростных поездов и продавцом патента Siemens.
 

глубиной 6 мм и шириной 1 см, которые, в свою очередь, давали трещины глубиной 6 мм. Такого износа агрегаты достигли всего за один месяц коммерческой эксплуатации: она началась 18 декабря 2009 года. А это крайне быстрый срок. РЖД тогда не подтверждали износ совсем нового оборудования. Однако в интернете появились фотоснимки одной колесной пары, отправленной в Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава РЖД, на которых повреждения отчетливо видны.

Эксплуатация «Сапсанов» продолжалась. Но, по-видимому, РЖД все же решили не рисковать: недавнее крушение «Невского экспресса» все еще свежо в памяти пассажиров и железнодорожников. На днях, как рассказал Slon.ru источник на рынке путешествий, агенты получили из РЖД письмо следующего содержания: «В связи с возникновением повышенного износа колесных пар высокоскоростного поезда «Сапсан» до выяснения причин износа и полного их устранения установить глубину продажи на поезда 151/152, 155/156, 157/158 в сообщении Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург до 15 суток. Прошу обеспечить информирование причастных работников и пассажиров. Прошу обратить внимание, продажа закрыта с 13 марта».
Корреспондент Slon.ru попробовал забронировать билеты через единую справочную службу РЖД. Оператор назвал цены и подтвердил наличие мест на поезда «Сапсан»; до конца февраля (даже за пределами 15-дневного срока), а вот билетов на рейсы в начале следующего месяца (например, на 5 марта) предложить не смог, объяснив это ограничением глубины продаж 15 днями. На сайте РЖД (а также на агентских сайтах онлайн-бронирования) немного другая картина: система подтверждает наличие мест на поезда «Сапсан» 151/152, 155/156, 157/158 вплоть до 12 марта, а начиная с 13 марта и далее – мест нет.
В понедельник вечером и во вторник утром в пресс-службе РЖД не смогли прокомментировать Slon.ru письмо, полученное агентами. А во вторник днем пресс-служба компании разослала официальное разъяснение

 
Прямая речь

«Глубина продаж билетов на «Сапсан» изменена в связи с возможным увеличением частоты курсирования высокоскоростных поездов»

Официальное разъяснение пресс-службы ОАО «РЖД»
о причинах изменения глубины продаж билетов на «Сапсаны»:
В настоящее время ОАО «РЖД» рассматривает возможность увеличения частоты движения и внесения некоторых изменений в график курсирования высокоскоростных поездов «Сапсан». Для этого специалисты компании проводят необходимые технологические работы. В связи с этим на несколько дней была изменена глубина продаж билетов на «Сапсан».
В ближайшее время продажа билетов на высокоскоростной поезд «Сапсан» будет осуществляться в нормальном режиме, то есть с глубиной продажи 45 суток.
В связи с появившимися в СМИ сообщениями о якобы имеющих место проблемах с текущей эксплуатацией высокоскоростных поездов «Сапсан» пресс-служба ОАО «РЖД» заявляет следующее.
Никаких существенных вопросов, касающихся сверхнормативного износа колесных пар высокоскоростных поездов «Сапсан», за время его коммерческой эксплуатации не выявлено.
Коммерческая эксплуатация поездов подобного класса в России проходит только полтора месяца, она осуществляется в подконтрольном режиме согласно договору на техническое обслуживание. Специалисты компании «Сименс» совместно с ОАО «РЖД» регулярно осуществляют необходимую диагностику всех деталей и узлов поездов и проводят анализ его эксплуатационных характеристик.
Поезда «Сапсан» курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом согласно расписанию, их эксплуатация осуществляется с соблюдением всех норм безопасности.
 
, в котором подтверждает изменение глубины продаж, называет совершенно другие причины происходящего и отрицает наличие существенных технических проблем с «Сапсанами». Однако вопросы остановки продаж билетов на поезда с 13 марта и письма агентам, в котором говорилось про изношенность колесных пар, РЖД по-прежнему обходит стороной. Между тем, ВНИКТИ отказывается пояснить, что сейчас происходит с колесными парами «Сапсана»: в приемной гендиректора института Валерия Коссова сказали, что он находится в командировке в Москве и предложили обратиться за комментариями по «Сапсану» к эксплуатанту, то есть, к РЖД. Намерены ли РЖД в начале первого весеннего месяца возобновить продажи на рейсы после 13 марта, неизвестно. Вероятно, это решится в ходе изучения причин быстрого износа колесных пар. 

Но для транспортных компаний искусственное сдерживание продаж – нелогичный и беспрецедентный шаг, который без веских причин не совершается. Напротив, ранние продажи стимулируются более дешевыми тарифами, ведь, имея возможность запланировать и оплатить путешествие заранее, пассажиры кредитуют перевозчиков. РЖД, в отличие от авиакомпаний, обычно продает билеты только за 45 дней до даты поездки. Трехкратное сокращение этого срока специально для «Сапсана» и закрытие продаж с 13 марта может означать только одно: РЖД действительно готовятся к приостановке эксплуатации этих поездов. А в такой ситуации чем меньше билетов продано заранее, тем лучше: меньше денег нужно будет возвращать и меньше претензий от пассажиров придется выслушать.