Трубопровод «Северный поток». Фото: Tobias Schwarz / Reuters
Алексей Гривач | Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности отвечает на текст Михаила Корчемкина «Законы ЕС мешают „Газпрому“ сократить прибыль» |
Регулярно приходится читать про то, что зря «Газпром» с партнерами построили «Северный поток»: транзит газа через Украину дешевле. Коллега Михаил Корчемкин в материале Slon даже подсчитал, что транзит до пункта сдачи российского газа Waidhaus в Баварии через «Северный поток» и построенные в его продолжение OPAL и Gazelle втрое дороже, чем по старому советскому маршруту через Украину, Словакию и Чехию. Доказательств этому тезису, впрочем, приведено не было.
Если брать действующие тарифы на транспортировку газа, то картина выглядит иначе. Тариф на транспортировку 1 тысячи кубометров газа по «Северному потоку» при нормальной загрузке системы составляет около 1,7 евро, или 20,7 евро за весь маршрут от России до Германии. Через Украину, по данным «Нафтогаза», «Газпром» платит $3,1 за тысячу кубометров на 100 км, или около 28,7 евро за тысячу кубометров от границы России до Словакии. Далее стоимость транспортировки по Словакии и Чехии до Waidhaus, по данным операторов систем в этих странах – Eustream и Net4Gas, – 17,4 евро за тысячу кубометров. Итого чуть более 46 евро за весь маршрут от российской границы до Waidhaus.
Цена транзита через OPAL, который построен на средства «Газпрома», Wintershall и E.ON – всего 2,2 евро за тысячу кубометров (вчетверо дешевле, чем через Словакию), а через Gazelle, реализованный оператором чешской ГТС, такой же, как по старому маршруту через эту страну, – 8,2 евро. Что имеем в результате? По трубам, в которые инвестировал «Газпром», при практически идентичной протяженности маршрута тариф ниже примерно на 15 евро с каждой тысячи кубометров, что снижает стоимость транспортировки от России до Баварии на 50%.
Стоимость транзита 1 тысячи кубометров газа в Чехию и Германию через Украину и через Северо-Европейский газопровод (СЕГ)
| Через Украину | | Через СЕГ | ||
Waidhaus | Граница Чехии (Lanzgot) | Waidhaus | Граница Чехии (Brandov) | ||
Всего | 46,1 | 37,9 | Всего | 31,1 | 22,9 |
В т.ч. | В т.ч. | ||||
Транзит через Украину* | 28,7 | 28,7 | «Северный поток»** | 20,7 | 20,7 |
Транзит через Словакию*** | 9,2 | 9,2 | OPAL*** | 2,2 | 2,2 |
Транзит через Чехию*** | 8,2 | - | Gazelle*** | 8,2 | - |
*расчет на базе прогнозного тарифа $3,1 за тысячу кубометров на 100 км, опубликованного в проспекте эмиссии евробондов «Нафтогаза Украины»
**расчет на базе тарифа, исходя из полной загрузки «Северного потока»
***расчет на базе транспортировки 10 МВт⋅ч газа в день в рамках контракта на 1 год с 1 июля 2013 года по 30 июня 2014 года
Источник: «Нафтогаз Украины», Eustream, Net4Gas, OPAL Gastransport, «Газпром», расчеты ФНЭБ
Михаил вполне справедливо указывает, что, исходя из отчетности «Газпрома», реальная эффективная ставка тарифа на транспортировку по «Северному потоку» существенно выше – 4,2 евро за тысячу кубометров. Но это связано с тем, что подводный газопровод в ноябре прошлого года выведен на полную мощность – 160 млн кубометров в сутки (или 55 млрд кубометров в год), а прокачивается по нему гораздо меньше газа. Причина – запрет Еврокомиссии на стопроцентное использование транзитных мощностей OPAL «Газпромом» и годовая отсрочка ввода газопровода NEL из-за проблем с регуляторами и сложностей, возникших в ходе согласования строительства.
Ситуация с ограничением на использование OPAL выглядит так. Еврокомиссия потребовала зарезервировать 50% мощностей трубы для иных потенциальных поставщиков, хотя в районе Грайфсвальда весь газ принадлежит «Газпрому», и иных поставщиков там быть не может, если только не принудить российскую компанию продать часть газа на входе в OPAL по специальной цене. Но это требование, как вы понимаете, имеет слабое отношение к правилам свободной торговли и честной конкуренции.
По словам г-на Корчемкина, OPAL все равно загружен на 70% в зоне «входа» и почти 100% – на выходе. Может быть, это утверждение и справедливо для некоторых дней в марте-апреле, когда Еврокомиссии в порядке исключения разрешила «Газпрому» загрузить OPAL по максимуму, чтобы провести испытания второй нитки «Северного потока» под максимальной нагрузкой. Но в среднем картина иная. В 2012 году средняя загрузка в пункте выхода из газопровода на чешской границе (Brandov), по данным Net4Gas, составила всего 32 млн кубометров в день – около 40% от проектной транзитной мощности. Проверить можно вот по этим файлам.
Еще один аргумент – необходимость платить штраф за отказ от транспортировки газа через Словакию при использовании североевропейского маршрута. Давайте проведем чистый эксперимент. Возьмем идеальную ситуацию. Проектная мощность транзитного маршрута из России в пункт Waidhaus – 28 млрд кубометров в год. Посчитаем, сколько стоит транзит в условиях, когда весь этот объем идет через Украину, когда – 50 на 50 (как это происходит сейчас из-за неадекватного запрета со стороны Брюсселя), и когда все 100% поставляются через «Северный поток», OPAL и Gazelle.
Стоимость транспортировки по старому маршруту составила бы 1,29 млрд евро. Для чистоты эксперимента мы не берем в расчет штрафы за неиспользование мощностей «Северного потока». При 50 на 50 – стоимость транзита 1,08 млрд евро, еще максимум 289 млн евро «Газпром» должен заплатить Nord Stream AG и 129 млн – словацкой Eustream, в рамках правила «качай или плати». Скорее всего, словацкая неустойка меньше, поскольку стороны заблаговременно договаривались о снижении объемов транспортировки. И кроме того, сумма штрафа за отказ от прокачки обязана быть ниже, чем стоимость транспортировки, так как в первом случае транзитер не несет затрат, связанных с использованием топливного газа. Но опять-таки для чистоты опыта берем максимальный штраф со стороны Словакии. В результате получаем, что в нынешних условиях ущербного функционирования OPAL транзит обходится на 200 млн евро дороже, чем только через Украину. И наконец, третий вариант – нормальная загрузка нового маршрута. Сумма платежа за транспортировку – 870 млн евро плюс теоретический штраф в пользу словаков (258 млн евро). В итоге даже с максимальным штрафом «Газпром» экономил бы 160 млн евро в год по сравнению с транзитом через украинские сети.
Не стоит забывать, что «Газпром» является крупным совладельцем Nord Stream (51%) и OPAL Gastransport (около 40%). Это значит, что в уплаченной сумме заложен некоторый процент для возврата на вложенный капитал. Сейчас из-за необходимости возвращать кредиты сумма не велика, но после погашения займов через 10–16 лет тариф по «Cеверному потоку» будет распределяться между акционерами практически в полном объеме, так как операционные затраты по проекту мизерные. А срок службы нового маршрута ни много ни мало 50 лет.
Оценка стоимости транзита 28 млрд кубометров в год от границы России до Waidhaus, млн евро
| 100% через Украину* | 50% через Украину, 50% через «Северный поток» | 100% через «Северный поток» |
Платеж за транзит | 1291 | 1081 | 871 |
Платеж** за неиспользованные мощности в Словакии | 0 | 129 | 258 |
Платеж за неиспользованные мощности «Северного потока» при простаивании OPAL | 0 | 289 | 0 |
Итого | 1291 | 1499 | 1129 |
*если бы «Северный поток» вообще не был бы построен
**исходя из положения, что оплачиваются все 100% неиспользованных мощностей, хотя, скорее всего, компенсация меньше
Источник: ФНЭБ