Убыточное дело | 20 000 км платных дорог | Деньги с юга | Дальняя дорога к прибыли
Решение вечной для России дорожной проблемы никак не дается правительству. Есть две помехи: слева – отсутствие необходимых средств, а справа – вечно разгневанные автомобилисты, уверенные, что чиновники спят и видят, как бы их обобрать. Финансовый план госкомпании «Автодор», оказавшийся в распоряжении Slon.ru, свидетельствует, что помехи устранить в ближайшее время не удастся: деньги из ниоткуда не появились, и опасения автомобилистов имеют под собой все основания: план будет выполнить тяжело, если не отменить бесплатные дублеры платных дорог и лишить тем самым владельцев машин выбора – ехать по плохой дороге и не платить, или по хорошей, но за деньги. УБЫТОЧНОЕ ДЕЛО Кризис оставил казну без денег на инвестиции в инфраструктуру: ежегодные бюджетные расходы на борьбу с российским бездорожьем в ближайшие 6 лет правительству пришлось урезать почти втрое. Но это не отменило того факта, что для создания фактически новой автодорожной сети нужны многомиллиардные инвестиции. Для решения этой проблемы и был создан «Автодор», который, по замыслу придумавшего проект Минтранса, должен привлечь в отрасль частных инвесторов и заработать на управлении платными дорогами. Но, как выяснил Slon.ru, спасителем России от бездорожья, а бюджета – от огромных трат «Автодор» можно назвать с большой натяжкой: содержать его все равно будет бюджет. В течение 6 лет госкомпания обойдется казне почти в 800 млрд руб., а работать все это время она будет в убыток. 20 000 КМ ПЛАТНЫХ ДОРОГ Пока в управлении у «Автодора» нет ни одной дороги. Но первые кандидаты уже известны. На заседании наблюдательного совета госкомпании в конце октября было решено передать ей в уставный капитал трассы М-4 «Дон» (Москва – Новороссийск) и М-1 «Беларусь»(Москва – Минск). Последнюю – вместе с новым выходом с трассы на МКАД и строящейся транспортной развязкой с улицы Молодогвардейская. Постановление правительства о передаче обеих дорог «Автодору» премьер Владимир Путин должен подписать до 1 мая 2010 г. В проекте документов, который предложат на подпись премьеру (есть в распоряжении Slon.ru), значится еще одна трасса – Москва – Санкт-Петербург. Правда, передавать госкомпании здесь пока нечего: строительство дороги еще не начиналось, первую очередь должны закончить лишь к 2018 г. Кроме того, госкомпания получит права на еще один амбициозный концессионый проект – Центральную кольцевую автодорогу в Подмосковье. Первую очередь строительства дороги (313,8 из общих 522 км) пока тоже планируют завершить к 2018 г. Но это лишь первый этап развития госкомпании. Всего к 2015 г. в управлении у «Автодора» будет находиться 13 объектов: не только федеральные, но и региональные дороги (для этого регионам нужно будет передать в их федеральную собственность), и даже два платных моста – через Волгу у Ульяновска и в Саратовской области (подробнее см. презентацию). Всего – около 5000 км. К 2023 г. «Автодор» по этому плану будет управлять уже более 8000 км дорог, а к 2030 г. – 20 000 км, в том числе международным транспортным коридором Западная Европа – Китай. ДЕНЬГИ С ЮГА Полностью платными будут лишь новые трассы, которых пока нет на карте, а у уже существующих дорог на платной основе госкомпания собирается эксплуатировать лишь отдельные участки. У федеральной трассы М1 «Беларусь» платными будут 200 из 457 км, у трассы М3 «Украина» – 274 из 470 км. А главной кормилицей «Автодора», по планам чиновников, станет трасса «Дон» (Москва – Новороссийск), на сборах за проезд по которой (платными будут 637 из 1517 км дороги) госкомпания собирается зарабатывать до 11,9 млрд в год (в 2015 году). Нетрудно подсчитать, что такую сумму можно заработать, только если загрузка дороги будет близка к нынешней (от 9000 до 33 000 машин в сутки на разных участках) – тогда цена за каждый из 637 платных километров не превысит 6 рублей. Если же загрузка будет сильно меньше, то проезд станет слишком дорогим. Главный вопрос для чиновников – смогут ли они добиться того, чтобы по платной дороге ездило столько же народу, сколько сейчас, при том, что рядом есть пусть и плохая, но бесплатная трасса? ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА К ПРИБЫЛИ Сейчас у всех платных участков обязательно должны быть бесплатные альтернативные маршруты – и все они прописаны в долгосрочной программе госкомпании. Но для того, чтобы она могла выполнить эту программу, от правила «обязательного дублера» могут и отказаться. С такой инициативой уже выступило Минэкономразвития, а в понедельник министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что его ведомство готово эту идею поддержать. Отмену обязательного бесплатного дублера чиновники объясняют желанием привлечь в строительство дорог разбежавшихся из-за кризиса инвесторов. Впрочем, не исключено, что эта мера окажется непроходной, как это произошло с инициативами по увеличению транспортного налога и запрету ввоза праворульных иномарок. Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков уже сообщил
Я бы сказал, что это «коктейль Молотова»: повышение акциза на моторное топливо на 10%, отмена бесплатных дублеров, попытка удвоить транспортный налог, ожидаемое повышение базовой ставки по ОСАГО, техрегламент «О безопасности колесных средств». Все это может рвануть в любой момент.
Особенно это касается грузоперевозчиков, дальнобойщиков – я об этом говорил уже и администрации президента, и «Единой России». Они и так сейчас работают на нулевой рентабельности. Вы представьте, если 30 – 50 фур перекроют 2 – 3 федеральные трассы в знак протеста – мало не покажется. Это я, «мирный автомобилист», могу в метро спуститься или ездить в два раза меньше. Мы сейчас от флэшмобов решили отказаться в пользу кабинетных переговоров, – зачем кричать кому-то под окном, когда можно войти в дверь.
Но от идеи Минэкономразвития и заявления [министра транспорта Игоря] Левитина [об отмене дублеров] я был в шоке – осталось предложить брать деньги только за воздух, которым мы дышим, проезжая по этой дороге.
, что, по его мнению, идея вызовет яростный протест. Он сам предпочитает решать такие вопросы в кабинетах чиновников, но есть и менее сознательные группы автомобилистов, так что дело может дойти и до беспорядков.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2010-2015 | |
Текущие расходы | 9,5 | 12,2 | 15,2 | 17,8 | 23,1 | 27,2 | 105 |
Доходы | 0,117 | 3,7 | 5,5 | 10,3 | 17,3 | 26 | 62,8 |
Финансовый результат текущей деятельности | -9,4 | -8,5 | -9,7 | -7,5 | -5,8 | -1,2 | -42,2 |
Источники финансирования | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Итого за период 2010-2015 гг. |
Общие расходы | 81,2 | 107 | 169,8 | 252,5 | 352 | 405 | 1.367,6 |
Расходы по капитальным вложениям | 72,6 | 96,1 | 160 | 237,7 | 332,8 | 381,9 | 1.278,2 |
Расходы по доверительному управлению | 8,6 | 10,8 | 12,9 | 14,8 | 19,2 | 23,1 | 89,4 |
Общие доходы | 81,2 | 107 | 169,8 | 252,5 | 352 | 405 | 1.367,6 |
Поступления из бюджетных и внебюджетных источников | 72,6 | 96,1 | 160 | 237,7 | 332,8 | 381,9 | 1.278,2 |
Доходы по доверительному управлению | 0,118 | 3,7 | 5,5 | 10,3 | 17,3 | 26,0 | 62,8 |
За вычетом НДС | 0,1 | 3 | 4,5 | 8,4 | 14,2 | 21,3 | 51,5 |
Федеральные субсидии на доверительное управление | 8,5 | 7,8 | 8,4 | 6,4 | 5 | 1,8 | 37,9 |
Дефицит/профицит | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2010-2015 | |
Федеральная трасса М4 «Дон», Москва – Новороссийск | 0,117 | 1,2 | 2,5 | 5,3 | 10,3 | 11,9 | 31,2 |
Федеральная трасса М1 «Беларусь» Москва – Минск (Брест) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,1 | 4,1 |
Федеральная трасса М3 «Украина» Москва – граница с Украиной | 0 | 0 | 0,252 | 0,418 | 0,571 | 0,761 | 2 |
Скоростная трасса Москва – Санкт-Петербург | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1,7 | 1,7 |
Федеральная трасса «Шали – Сорочьи горы»,Татарстан | 0 | 0 | 0 | 0 | 1,1 | 1,2 | 2,3 |
Федеральная трасса М10 «Скандинавия» | 0 | 0,219 | 0,344 | 0,443 | 0,529 | 0,589 | 2,1 |
Мостовые переходы | 0 | 2,3 | 2,5 | 4,1 | 4,8 | 5,6 | 19,3 |
Итого | 0,117 | 3,7 | 5,5 | 10,3 | 17,3 | 25,9 | 62,8 |
И их не волнует, что выручку от платы за проезд «Автодор» должен будет направлять на капитальный ремонт и строительство дорог. В этом заключалась главная задумка Минтранса – бюджетных денег на нормальную работу автодорожной отрасли не хватает, а значит, нужна структура, которая недостающие средства заработает. В ближайшие 5 лет реализовать этот план вряд удастся. Из финансовой программы госкомпании на 2010 – 2015 гг. следует, что существовать она будет все на те же бюджетные деньги, которые возьмут из ФЦП развития траснпорта. Из них, а так же из средств, привлеченных с помощью размещения инфраструктурных облигаций со 100-процентной госгарантией, будут сделаны все капитальные расходы. Всего в 2010 – 2015 гг. расходы казны на содержание госкомпании должны составить около 800 млрд руб. А инфраструктурных облигаций под госгарантии «Автодор» выпустит на 273 млрд руб. Но и простое управление дорогами «Автодора» будет убыточным – минус 42 млрд руб. за шесть лет. Этот убыток будет покрыт за счет бюджетных субсидий. Даже самая хлебная трасса «Дон» за это время окупит вложения в ремонт и содержание себя меньше чем наполовину. В Минтрансе ничего страшного в этом не видят. Срок окупаемости вложений в автодороги – от 10 лет, поэтому пока задача для госкомпании «сработать хотя бы в ноль», объясняет чиновник министерства. Стратегическая задача выйти к 2015 г на самоокупаемость, по его словам, конечно, поставлена, но реальное положение дел в автодорожной отрасли все прекрасно понимают. А в наблюдательном совете самой госкомпании считают
В кризис строительство дорог должно становится одним из стимулов экономики, вне зависимости от того, говорим мы о строительстве платных дорог или бесплатных дорог. Это новая струкутра, новые рабочие места.
Пока «Автодор» только начал свою работу, говорить о ее эффективности или неэффективности сейчас рано. Напомню, что организационо-правовую форму, в которой «Автодор» создан, – госкомпания в форме НКО – эту форму я критиковал еще во время внесения законопроекта в Госдуму. И сегодня я придерживаюсь той же позиции: целесообразнее было бы создать ее в форме акционерного общества со стопроцентным госучастием.
Но если говорить о самой идее, а не о форме, то «Автодор» должен максимально упростить процедуры реализации государственно-частных проектов в дорожном строительстве. Проще говоря, госкомпания должна создать все условия, когда инвестор придет, как мы любим говорить, «в одно окно» и будет договариваться с одной организацией.
Кроме того, бюджетные деньги через эту систему должны осваиваться быстрее – сейчас дорожники получают средства где-то в середине года и уже просто не успевают полностью их освоить. То есть деньги как бы есть, но в тоже время их как бы и нет. Хотя говорить о выходе на самоокупаемость в первые 5 лет вряд ли возможно, пока такого уровня и у частных инвестиций в стране нет.
, что главный плюс «Автодора» в том, что это очень удобный механизм траты бюджетных денег на строительство. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
0
http://www.slon.ru/articles/191964/