Уход Андрея Гусева с поста главного исполнительного директора X5 RetailGroup после опубликования слабых финансовых результатов – сегодня самая обсуждаемая новость на рынке продуктового ритейла. Оценки происходящего могут быть разными. С одной стороны, то, что в компании идет какая-то чехарда с топ-менеджерами, конечно, плохо. С другой стороны, понятно, что X5 – это машина, которая уже набрала ход, и уже не столь важно, кто ее возглавляет. Отряд не заметит потери бойца.
По формальным признакам, наблюдательный совет был прав: перед Гусевым ставились задачи, под которыми он подписался. Однако даже то, что, по некоторым источникам, его с заседания чуть ли не через задний ход выводили, говорит о том, что ситуация в компании конфликтная, причем конфликтная стратегически. Иными словами – мина, которая рано или поздно рванет, вне зависимости от назначения нового персонажа и набора букв в его имени [временно исполняющим обязанности исполнительного директора X5 назначен Стефан Дюшарм – Slon]. Поэтому сейчас лучшее решение для компании – это всем успокоиться и разобраться, в чем же основная проблематика. А она состоит в отсутствии полномочий и инфраструктуры менеджмента для получения результатов, которые были заявлены. Прежде чем спрашивать с Андрея, ему надо было дать гораздо больше полномочий, причем не только в сфере найма, увольнения и сокращения отдельных людей, а целых подразделений и изменения структуры управления в целом. А их у него не было: в операционное управление компанией может вмешиваться кто угодно из наблюдательного совета.
Политика X5 в области менеджмента, безусловно, является одной из причин, по которым компания по темпам развития отстает от «Магнита». И эту проблему не решить перестановкой отдельных кадров, что пытается сделать Х5, переманив, например, из «Магнита» директора по логистике. Дело не в отдельных Ивановых, Петровых, Сидоровых, а в системе. Пример: формат «дрогери», который «Магнит» сделал щелчком пальцев, выведя на рынок сеть «Магнит-косметик» – хорошая тема для развития и сопровождения основного формата. Это очень высокомаржинальный сегмент. А Х5 так и идет в рамках продуктовой линейки, потому что им просто не принять решения – это тяжело сделать внутри структуры «Альфа-групп», пока там согласуем, пока тут. А такие вещи должны запускаться по схеме «А давайте сделаем? – А давайте».
X5 cильно перегружена сопровождающими менеджерами: многие подразделения непонятно для чего работают, и работали ли вообще. А сейчас ей как никогда надо уделять больше внимания именно операционке. Внутри структуры компании будут постоянные конфликты до тех пор, пока не будет человека, у которого будет карт-бланш на принятие решения – вплоть до разгона подразделений. И тогда с него можно было бы спрашивать. Пусть будет жестко, но понятно. И пока действующая система не изменится, ожидания акционеров будет выполнить невозможно.