© NATALIA KOLESNIKOVA / AFP

Российский бюджет может привести к девальвации рубля почти на 1/3, и к тому же бюджет все больше и больше засекречивается – вот вкратце содержание заключения Гайдаровского института на проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, опубликованного вчера. Вы можете ознакомиться с 45-страничным документом гайдаровцев целиком или почитать тезисы, выбранные нами. Документ Гайдаровского института – это уже «третья серия» критики госбюджета. Перед этим бюджет раскритиковал президент Владимир Путин, а затем в нем усомнился замминистра финансов Алексей Моисеев.

Вот некоторые замечания Гайдаровского института:

Федеральный бюджет остается критически зависимым от нефтегазовых поступлений. В 2013–2015 годах нефтегазовые доходы составят 44–46% доходной части бюджета. При этом изменение среднегодовой цены на нефть марки «Юралс» на $1 ведет при прочих равных условиях (соответствующих проекту бюджета на 2013–2015 годы) к изменению величины нефтегазовых доходов более чем на 1% (70–75 млрд руб.). Если в ближайшие три года среднегодовая цена на нефть будет соответствовать средней за период 2005–2012 годы (т.е. около $80/баррель), то доходы бюджета уменьшатся на 9–11% (то есть минус около 2% ВВП ежегодно). Если нефть подешевеет до $80/баррель, то требуемая компенсационная девальвация рубля окажется очень сильной (компенсационной она названа потому, что нужна для компенсации падения доходов госбюджета). По оценкам гайдаровцев, валютный курс упадет до 41 руб. за $1 уже в 2013 году и далее до 46 руб. к 2015 году. То есть уже в 2013 году рубль девальвируется почти на 1/3, что больше, чем его снижение в 2009 году (тогда девальвация составила 28%). В свою очередь, при сохранении курса доллар/евро на уровне 1,3 и текущих правил Банка России относительно изменения границ операционного коридора в зависимости от величины валютных интервенций это будет означать потерю по крайней мере $80 млрд международных резервов Центробанка. Поэтому гайдаровцы с уверенностью прогнозируют усиление оттока капитала из негосударственного сектора экономики с нынешних $70–80 млрд до $120–130 млрд в год. В проекте бюджета не согласованы прогнозы номинала ВВП и инфляции. По мнению гайдаровцев, например, ВВП в 2015 году должен быть равен не 82,9 трлн руб., а меньше – 80,8 трлн руб. Объем Резервного фонда установлен в 7% ВВП, хотя в 2008 году он был равным 10% ВВП. Гайдаровцы напоминают, что если бы такой маленький Резервный фонд был сформирован к концу 2008 года, то его попросту не хватило бы на финансирование антикризисной программы правительства. Бюджет все больше засекречивается. Если в 2006–2012 годах закрытую часть составляли в среднем 10–12% совокупных расходов федерального бюджета, то в 2013 году – 13,3%, в 2014 году – 17,7%, в 2015-м – 22,8%. Среди всех статей расходов в бюджете за 2013–2015 годы в реальном исчислении (т.е. с учетом роста цен) вырастут только две статьи – финансирование национальной обороны (на 37,7% в реальном исчислении в 2015 году относительно уровня 2012 года) и расходы на обслуживание государственного долга (на 10,6%). Остальные уменьшатся, сильнее всего сократят здравоохранение – на 49,4%. В 2013 году вырастут лишь настолько, чтобы компенсировать инфляцию, следующие социальные гарантии: материнский капитал; пособия гражданам, имеющим детей (по ст. 42 закона № 81-ФЗ); пособия детям военных и госслужащих, погибших при исполнении (по закону № 128-ФЗ); ежегодные денежные выплаты почетным донорам; суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета.