«Газпром» предлагает правительству провести дополнительную индексацию тарифов на газ. До сих пор чиновники планировали поднять их на 15% с 1 июля (традиционного январского повышения в этом году не произошло из-за выборов). «Газпром» же предлагает еще одно повышение – на 26,3% с 1 октября для всех клиентов, кроме ЖКХ и населения. 

В 2012 году НДПИ для монополии вырос более чем в два раза. А темпы увеличения внутренних тарифов на газ оказались в два раза меньше по сравнению с первоначальными планами (в пределах 8%). В подобной ситуации потери на внутреннем рынке должны были компенсироваться за счет экспортных доходов, так как «Газпром» обладает эксклюзивными правами на продажу газа за рубеж. Но сегодня делать это под давлением европейских потребителей очень непросто. Помните, как в феврале зампредседателя правления монополии Александр Медведев заявил в интервью Financial Times, что «Газпрому» пришлось снизить цены в рамках долгосрочных контрактов на газ для европейских потребителей в среднем на 10%? Тогда, по его словам, уступки были сделаны по итогам переговоров с рядом важных клиентов холдинга, в том числе французской GDF Suez, немецкой Wingas, словацкой SPP и турецкой Botas. 

Для понимания масштаба произошедшего: именно в Европе «Газпром» зарабатывает около трети своей чистой выручки, и почти весь свой газ здесь он реализует в рамках долгосрочных контрактов с нефтепродуктовой привязкой – лишь около 7% продаж идет по спотовым ценам. И для экспертов неожиданным снижение цен в рамках 10% не стало. Крупнейшие потребители ждали от «Газпрома» именно такого шага. Хорошо еще, что скидка не оказалась больше, – осенью говорили о 15–25%. Иными словами, приходится постоянно корректировать цены и объемы поставок и, как правило, в сторону снижения, а инвестиции резко сократить сложно. Потому «Газпром» и хватается за любую возможность получения дополнительных доходов.

Логично, что монополия пытается компенсировать потери от роста налоговой нагрузки через повышение тарифов. Важный факт: если повысить тарифы на 26,3% с 1 октября, как предлагает «Газпром», то увеличение средней цены за год составит как раз 15%. Столько и планировалось до предвыборной лихорадки. Другое дело, что повышение тарифов – штука сложная. Если одобрять увеличение цен на газ, то по цепочке государство должно провести индексацию тарифов на электроэнергию, иначе ее производители понесут потери. Но это уже будет иметь более серьезное влияние промышленность. 

Пока еще газ в России стоит значительно дешевле, чем в Штатах, как для промышленности, так и для населения. В 2011 году отечественные предприятия получали «голубое топливо» в среднем по цене чуть более $90 за 1000 кубометров. В США компании электроэнергетического сектора платили $174, что почти в два раза больше (правда, в декабре было уже $148 за 1000 кубометров). С начала этого года биржевые цены на газ в Штатах снизились еще более чем на 20%, потому компании электроэнергетики уже могут получать топливо по $120 за 1000 кубометров. Но они приобретают газ чуть ли не дешевле всех прочих. Так, в декабре коммерческие и промышленные потребители в США тратили по $296 и $160 за 1000 кубометров соответственно. А больше всего за газ платило население – $346 за 1000 кубометров.

В то время как в США цены падают за счет технологического бума, тарифы в России быстро растут (так, в следующем году планируется повышение тоже на уровне 15%). И довольно скоро может так статься, что отечественные электроэнергетические компании начнут покупать газ по более высоким ценам, чем их конкуренты в США. В какой момент цены станут сопоставимыми? Думаю, что уже в этом году. 

В более отдаленном будущем может серьезно пострадать конкурентоспособность российских химических производств, у которых львиную долю в себестоимости продукции занимает газ. Не совсем понятна позиция правительства, которое настаивает на переходе к принципу равнодоходности цен для внутренних и европейских потребителей. Если же российским чиновникам не совсем безразлично состояние промышленности, то процесс перехода займет больше времени, не менее 5 лет. А сама формула равнодоходности для внутреннего потребителя должна отличаться от расчетов цен на газ, которые применяются для европейских потребителей.