Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Собираетесь сменить работу? Подумайте о зарубежной компании. Согласно рейтингу «Лучшие работодатели-2011 в России» Aon Hewitt (в России представлена AXES Management), в первую семерку вошла только одна российская компания – «Яндекс», зато сразу на втором месте. В целом список лидеров выглядит следующим образом: McDonald's, «Яндекс», Microsoft, Hilty, Intel, Mars, Johnson & Johnson. Всего в исследовании приняло участие 36 крупнейших компаний, из них 19 чисто российских. Доля опрошенных сотрудников в компаниях, принимавших участие в рейтинге, колеблется от 30 до 97% от штатной численности, всего в ходе исследования было обработано 70 634 анкеты.

«Организационные индикаторы отечественных компаний в среднем на 20% ниже западных», – такой вывод делают авторы. И представительства зарубежных компаний лидируют не только за счет зарплаты. В большей степени – за счет соцпакета, обучения и перспектив развития. В них у сотрудников больше самостоятельности и ресурсов для выполнения работы, лучше построены процессы. Работники также отмечают, что руководство их больше ценит и признает заслуги перед компанией. При этом и в российских, и международных компаниях сотрудники одинаково довольны коллегами, руководителями и даже сутью своей работы.

Сравнение показателей российских и зарубежных компаний по факторам вовлеченности*

Международные Российские Разница, п.п.
Вовлеченность 68% 58% 10
Удовлетворенность 70% 59% 11
Топ-менеджмент 64% 60% 4
Линейные менеджеры 69% 67% 2
Коллеги 74% 71% 3
Ценность сотрудников 56% 45% 11
Содержание работы 68% 63% 5
Удовлетворенность результатом 65% 58% 7
Самостоятельность 63% 52% 11
Ресурсы 59% 47% 12
Процессы 50% 40% 10
Зарплата 47% 36% 11
Соцпакет 69% 51% 18
Признание 56% 46% 10
Карьерные возможности 40% 30% 10
Обучение и развитие 63% 50% 13
Управление эффективностью 60% 57% 3
Репутация работодателя 62% 52% 10
Согласованность имиджа работодателя 73% 60% 13
Баланс работы и личной жизни 64% 57% 7
Условия труда 81% 70% 11
СРЕДНЕЕ  
9

* особый показатель; вовлеченные сотрудники положительно отзываются о своей компании, демонстрируют лояльность и добровольно прилагают дополнительные усилия для достижения высоких результатов.


«В целом, сотрудники, которые идут работать в западные компании, в гораздо меньшей степени разочаровываются, придя на работу и увидев не то, что им обещали», – комментирует Эдвард Станох, директор по Восточной Европе Aon Hewitt. Касаясь управления человеческими ресурсами в целом, авторы доклада делают неутешительный вывод: только лидирующие компании уделяют внимание кадровым рискам, и лишь 30% компаний следят за уровнем вовлеченности. Остальные 70% организаций рискуют не справиться с недовольством персонала в критической ситуации. По мнению авторов исследования, потери бизнеса из-за невовлеченности персонала составляют $1,2 млрд. В среднем каждая компания с численностью 1000 человек теряет в год порядка $4 млн.