© Flickr.com/michaelsmart

Жить стало лучше, жизнь стала сытнее. В России больше нет граждан за чертой бедности. В борьбе за выживание, которая велась россиянами после разрухи начала 1990-х, мы победили, и теперь настало время пересмотреть стандарты уровня жизни, да и подход к самой жизни. Об этом говорили во время дискуссии о новых тенденциях в доходах и расходах россиян, организованной Институтом экономической политики имени Гайдара.

В период «тучных» 2000-х реальные доходы населения возросли в 2,5 раза, а число бедных сократилось с 42 млн человек до 18 млн. Даже во время кризиса за счет социальных трансфертов бедность сокращалась. По международным стандартам абсолютно бедным (за чертой бедности) человека признают, если он живет в день менее чем на $1,25. В России таких людей больше нет еще с 2008 года. Да какая бедность! По словам Светланы Мисихиной из Российской академии народного хозяйства, в среднем россияне тратят не меньше $1,6 в день на содержание домашней кошки (к слову сказать, в США домашний питомец обходится хозяевам в $0,6 в день). Получается, у нас даже кошки не могут считаться бедными.

Международные специалисты относят к среднему классу в развивающихся странах людей, живущих на сумму больше $1,25–2 в день, хоть по стандартам развитых стран они и бедные (абсолютная линия бедности в США – $13 в день). К среднему классу развитых стран относятся все те, чьи доходы выше линии бедности в США. Исходя из таких международных оценок, в России около 30% населения – это средний класс развивающегося мира, а 70% относятся к тем, кого можно считать средним классом и по западным меркам развитых стран. 

В 2000-е отмечен незначительный формальный рост неравенства (коэффициент Джини вырос за десятилетие с 0,4 до 0,42), но при этом наблюдается повышение благосостояния бедных и сближение уровня потребления средним классом. Если сравнить товары длительного пользования в бедных и небедных домашних хозяйствах, то к концу 2000-х заметного разрыва уже нет, а отдельных категорий, таких как мобильные телефоны, количественно даже больше у бедных.

Обеспеченность разных доходных групп техникой
штук на 100 домохозяйств

2000 г. 2010 г. Разрыв, кол-во раз
бедные небедные бедные небедные 2000 г. 2010 г.
телевизоры 114 127 140 167 1,1 1,2
компьютеры 2 7 41 59 4 1,4
холодильники, морозильники 105 116 112 122 1,1 1,1
стиральные машины 94 100 96 100 1,1 1
пылесосы 72 85 81 93 1,2 1,1
легковые автомобили 15 31 31 50 2 1,6
мобильные телефоны 244 225

Источник: Росстат

Если смотреть на структуру потребления, то более половины бедных домохозяйств в своем пользовании имеют гораздо более широкий перечень непродовольственных товаров, чем те, которые обозначены как прожиточный минимум. Минимум же соблюдается практически повсеместно. Помимо одного холодильника, стиральной машины и телевизора более половины «бедных» домохозяйств имеют пылесосы, музыкальные центры и прочее. Кроме того, покупаются более дорогие товары, которые не требуются для обязательных повседневных нужд, – вроде холодильников «No Frost» или жидкокристаллических телевизоров. В общем, людям хватает не только на еду, но и на «побаловать себя». Стандарты жизни выходцев из среднего класса тоже растут, но между ними и теми, кого принято считать бедными, нет пропасти. Допустим, количество автомобилей примерно одинаково у этих двух групп, просто у тех, кто побогаче, преобладают иномарки, а у «бедных» – продукция отечественного автопрома. Число жилых комнат на семью примерно одинаково, только у тех, кто побогаче, жилая площадь на члена семьи несколько больше (и то отчасти это может объясняться тем, что средний класс в том, что касается планирования семьи, ближе к европейским стандартам – то есть членов семьи меньше).

2010 г.
бедные небедные
автомобили иностранной марки 10,7 17,2
автомобили отечественной марки 28,7 23,6
телевизоры плазменные или Ж/К 14,5 26,6
холодильники, не требующие разморозки 35,1 46,5
число жилых комнат 2,58 2,44
площадь жилища на одного проживающего (кв. м.) 11 14,8

Источник: ВШЭ, Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения России

Выйдя из зоны выживания, население начинает ориентироваться на развитие, улучшение качества жизни. В России количество сотовых абонентов на 100 человек сейчас в полтора раза больше, чем во Франции, США и Японии. Потребление финансовых услуг, то есть тех, кто использует механизмы кредитования, увеличилось за десятилетие с 15% до 29%, а доля граждан, имеющих счета в банках, превысила уже 70%. Доля расходов на международный туризм в структуре общемировых увеличилась в 1,6 раза: с 1,8% до 2,9%. В прошлом году Россия переместилась на 7-е место в рейтинге «самых путешествующих», вытеснив Японию.

Логичным продолжением стали новые запросы в политике. Эксперты ЦСР, участвовавшие в обсуждении, по традиции подчеркивали все возрастающий запрос общества на подотчетность ему власти. По словам Михаила Дмитриева, общество имеет большой запас социального капитала и является гораздо более зрелым и сплоченным по сравнению с началом 2000-х. Вместе с этим общественным интересом у граждан теперь есть и понимание того, как реализовать эти интересы. За последние 10 лет приоритеты от стандартов выживания и потребления предметов необходимости сместились в сторону улучшения качества услуг ЖКХ, жилья, образования, здравоохранения, личной безопасности, эффективного правосудия.