Правительство доработало стратегию автомобильной промышленности до 2020 года. Из нескольких возможных сценариев, которые месяц назад представили чиновникам консультанты из Boston Consulting Group, власти выбрали те, что позволят автопрому банально не исчезнуть в ближайшие 3 – 5 лет, но при этом не выведут из себя автовладельцев.

Стратегия теперь детализирована до уровня отдельных компаний – именно по ней и будут получать автопроизводители госфинансирование. При этом для каждого автомобильного сегмента (легковые, коммерческие, грузовые автомобили и автобусы) и завода обозначены конкретные параметры производства и инвестиций. При этом, как и советовали консультанты, за исполнением стратегии проследит рабочая группа, которая участвовала в ее разработке

 
Прямая речь

«Рабочая группа по автопрому имеет долгоиграющие задачи»

Модератор рабочей группы Минпромторга, эксперт Boston Consulting Group Владимир Тузов
о том, чем дальше займется рабочая группа, созданная по инициативе Минпромторга:
Рабочая группа по автопрому имеет долгоиграющие задачи. Помимо того, что ее цель была разработать правильную концепцию. Теперь ее задача будет следить за исполнением обозначенных векторов, так, чтобы в случае необходимости корректировать их.
 
. Так, возможно, удастся избежать вольных трактовок плана отдельными чиновниками и производителями.
Подгонка сценариев | Партнерские отношения | ГАЗ против

ПОДГОНКА СЦЕНАРИЕВ


Во вторник во время парламентских слушаний заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов изложил последние изменения стратегии (см. текст доклада).

Изначально разработчики подготовили концепцию, в которой было возможно 3 варианта развития.

В первом сценарии объем инвестиций был минимальный – 9 млрд евро, а найти их должны были сами участники рынка. При таком варианте в течение 10 лет в стране должна была остаться лишь сборка иномарок из иностранных компонентов (собственной автокомпонентной отрасли не было бы вовсе).

Второй сценарий – «партнерство» – предполагает, что половину затрат на развитие модельного ряда на себя возьмет иностранный производитель, и он же компенсирует отсутствие собственных технологичных разработок. Цена такого пути – 25 млрд евро.

Самый радужный (но и самый дорогой) сценарий – создание компаний-экспортеров, которые смогут самостоятельно конкурировать не только в России, но и на международных рынках. Его стоимость оценивалась в 40 млрд евро и создание тепличных условий для производителей.

В качестве «теплицы» рассматривалось еще большее увеличение импортных пошлин – вплоть до 80%. Однако после совещания в начале декабря в Минпромторге решили пошлины не повышать.

В стратегии остались другие способы защиты рынка и стимулирования продаж новых автомобилей – например, запрет эксплуатации старых (старше 25 лет) машин для коммерческих перевозок, а также внесение корректив в уже действующие соглашения с иностранными производителями о промсборке. Ограничения на отверточную сборку последуют уже в самое ближайшее время, подтвердил Наумов, но точных сроков введения квот на «отвертку» не назвал. 

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В результате, для большинства сегментов авторынка (легковой, легкий коммерческий транспорт, автокомпоненты) в качестве рабочей модели был выбран сценарий «партнерство». И только для грузовиков и автобусов – жизнерадостный сценарий «экспортер». На экспорт будет уходить около 200 000 машин ежегодно, в основном, автобусов и тяжелых грузовиков.

Но и здесь компаниям сначала придется пройти через «партнерскую» стадию – то есть, проехать через все ухабы реформы на буксире у иностранных производителей. Даже в случае с «КамАЗом», который оказался единственным активом, получившим высокую оценку консультантов, и стал первым претендентом на звание будущего экспортера, говорить о самостоятельном развитии не приходится. В компании 10% уже принадлежит Daimler AG, и в ближайшее время немцы могут выкупить у «Тройки Диалог» еще 15% акций.
Всего на спасение отечественного автопрома в ближайшие 10 лет нужно около 25 млрд евро инвестиций (1 трлн 100 млрд рублей). Это на 2 млрд евро меньше, чем значилось в сценарии «партнерство» в первоначальном варианте стратегии. Из этих средств инвестиции в развитие производства и НИОКР составят 18 млрд евро (800 млрд рублей). Еще 3,5 млрд евро (154 млрд рублей) и 4 млрд евро (176 млрд рублей) пойдут, соответственно, на покупку компаний за рубежом и финансирование дополнительного оборотного капитала с учетом роста объемов производства.
По прогнозам чиновников, за счет этих средств удастся преодолеть последствия технологического отставания и недоинвестирования отрасли в прежние годы.

К 2020 году отечественный автопром будет представлен двумя крупными российскими игроками и несколькими промсборщиками, объемы выпуска которых составят 1,7 млн и 1,5 млн машин соответственно.

Автопроизводителей чиновники попросили представить собственную инвестпрограмму на ближайшую десятилетку. Затем консультанты оценивали, насколько те или иные модели будут перспективны на рынке. А в тех случаях, когда интересы нескольких производителей пересекались, чиновники и эксперты брали на себя функцию независимого арбитра и распределяли будущие инвестиции.

Основные инвестиции будут направлены в легковое автомобилестроение. Больше всего средств, как обычно, потребуется на поддержание в рабочем состоянии «АвтоВАЗа», программа инвестиций которого составляет 3,9 млрд евро (172 млрд руб). Предполагается, что на заводе к 2020 году будут производить не менее 3 платформ (Калина-Low Cost, В0 от Рено и С класс), а также как минимум 12 – 14 моделей автомобилей и 3 силовых агрегата. Правда, не очень верят в столь радикальные изменения даже представители завода

 
Прямая речь

«В планах Минпромторга обрисована идеальная картина»

Официальный представитель «АвтоВАЗа» Игорь Буренков
о планах развития «АвтоВАЗа» на ближайшие годы:
В планах Минпромторга обрисована в некотором смысле идеальная картина. При заявленном чиновниками плане инвестиций, у завода в течение десяти ближайших лет действительно будет возможность разработать и запустить в производство новую линейку моделей. Будет ли их 12 или 14 – загадывать пока, по-моему, преждевременно. Слишком сложно загадывать на 10 лет вперед. Найти инвестиции в размере 172 млрд руб. – сама по себе непростая задача. Откуда эти средства могут возникнуть? Рассчитывать на то, что все сумму предоставит государство, наверное, не стоит. В этом процессе должны участвовать и иностранный партнер «АвтоВАЗа» компания Renault, российские банки, а также, возможно, и другие инвесторы.
В настоящий момент руководство завода ставит перед собой более краткосрочные цели. Например, в числе первостепенных стоит задача к середине следующего года вывести «АвтоВАЗ» на уровень безубыточности. Кроме того, в следующем, 2010 году будут выведены в дочерние организации шесть смежных производств. Сначала предполагается, что они будут оформлены как 100% «дочки», а затем должны будут стать самостоятельными предприятиями.
 
.
Предполагается, что государство возьмет на себя половину расходов в легковом сегменте – это около 1 млрд евро (44 млрд рублей) для выполнения НИОКР, 400 млн евро (18 млрд рублей) на строительство нового завода по производству двигателей, а также около 6 млрд евро (264 млрд рублей) в период с 2010 по 2015 гг – на госгарантии по кредитам. Кроме того, власти могут взять на себя и все инвестиции в организацию независимых металлургических производств.

ГАЗ ПРОТИВ


Если в легковом сегменте фаворит один, то в сегменте легких коммерческих автомобилей (в народе – «газелей»), за сферы влияния и инвестиции между собой борются

 
Прямая речь

«Речь идет о производстве внутри России коммерческого автомобиля на платформе GM»

Официальный представитель General Motors Крис Прус
о сотрудничестве между General Motors и ГАЗом:
Компания General Motors, вне всякого сомнения, намерена выступать в роли стратегического партнера для ГАЗа. Доказательством серьезности наших намерений может служить то, что пришедший на пост главы компании лишь на прошлой неделе Эд Уитакер уже приступил к переговорам с российской стороной и продолжил подготовку к запуску совместного производства.
На данном этапе речь идет о производстве внутри России коммерческого автомобиля на нашей платформе. Кроме того, совместно с ГАЗом может быть налажена сборка одной из легковых моделей
 
два игрока: «Группа ГАЗ» и Sollers.
Оба уверяют

 
Прямая речь

«Мы намерены сохранить нашу долю»

Заместитель председателя правления «Группы ГАЗ» Елена Матвеева
об отношении ГАЗа к конкуренции с Sollers:
ГАЗ занимает более 50% рынка по продажам легкого коммерческого и среднетоннажного транспорта. В этих сегментах мы намерены сохранить нашу долю, в частности за счет появления новых продуктов.
В нашей ситуации существует здоровая конкуренция, но мы не видим в ней проблем. Наоборот, это поддерживает в тонусе всех участников рынка и помогает нам развиваться.
 
, что не боятся конкуренции. И оба подготовили взаимоисключающие проекты по производству моторов. Чиновники уверены – спроса на такое количество комплектующих не будет: общие мощности двух заводов составят более чем 320 000 силовых агрегатов, а весь рынок местного производства оценивается в стратегии в 280 000 моторов в год. Проблему бы решило увеличение пошлин, в этом случае продажи могут быть сильнее – 380 000 моторов.
Похожая ситуация возникла и в сегменте двигателей для грузовиков. Тут ГАЗ не может поделить сферы влияния с «КамАЗом». Рынок местного производства оценивается в 200 000 – 230 000 машин. Производители намерены в общей сложности производить 300 000 единиц двигателей, что экспертам не кажется оправданным. Компромисс тут найти пока не удается.
КамАЗ уже заявил о своей готовности стать экспортером. Но для начала власти выделят заводу для развития проектов НИОКР около 1 – 1,5 млрд евро (44 – 66 млрд рублей), а для развития производственных площадок – еще около 1 млрд (44 млрд рублей).
Ранее «КамАЗ» допускал возможность покупки иностранного игрока – так завод мог бы облегчить себе выход на иностранные рынки. Как говорится в докладе Наумова, «задача покупки иностранного игрока, инициированная «КамАЗом» и оцененная в 3,5 млрд евро (154 млрд рублей)», будет рассмотрена отдельно. Правда, в самом «КамАЗе» уверяют, что их неправильно поняли, и они пока не планируют никого покупать

 
Прямая речь

«Фразу о том, что «КамАЗ» планирует купить иностранного игрока, Наумов так и не произнес»

Официальный представитель «КамАЗа» Олег Афанасьев
о том, что нужно «КамАЗу», чтобы стать экспортером:
Мы в будущем, действительно, намерены больше ориентироваться на экспорт. Уже сейчас приглядываемся к растущим зарубежным рынкам. С расчетом на экспорт открывали завод во Вьетнаме, теперь готовимся запустить производство в Индии.
Для того, чтобы стать крупным экспортером, необходимы две вещи. Первая – протекционистская политика со стороны российских властей. Вторая – нужен зарубежный игрок, который будет полезен своей разветвленной базой сбыта на иностранных рынках. За счет его базы возможно развитие. Именно об этом во время рабочих групп рассказывали наши специалисты, но они были неверно поняты Минпромторгом.
У нас самих пока нет намерений купить зарубежного игрока, как это говорится в докладе заместителя министра. Кстати, эту фразу, о том, что «КамАЗ» планирует купить иностранного игрока, Наумов так вслух и не произнес. Она была только в письменном варианте.
 
.
Вне зависимости от целевого сценария, будет существовать общий набор мер поддержки рынка и российских производителей
Поддержка рынка и российских производителей
Сертификация автотранспорта иностранного производства при контроле за сертификационными центрами, усиление контроля для стран, не входящих в Женевскую конвенцию
Регламентация пассажироперевозок и перевозок опасных грузов
Внести изменения в закон «О безопасности дорожного движения», предусматривающие запрет на эксплуатацию
в коммерческих целях для перевозки грузов и пассажиров, относящихся к лицензируемым видам деятельности
(по согласованию с МинТрансом и при условии подготовки программ обновления парка автопроизводителями)
– легковые (PC) – свыше 25 лет с 2012 г.
– легкие коммерческие автомобили (LCV) – свыше 20 лет для грузовых, 15 лет – для легких коммерческих автомобилей
на пассажирских маршрутах с 2012 г.
– грузовые (HCV) – свыше 25 лет с 2011 г.
– автобусы – свыше 15 лет с 2011 г.
– Субсидирование утилизации старых а/м
Поддержка экспорта
Использование поставки техники в качестве варианта погашения международного государственного долга, в том числе с использованием механизма «межгосударственного бартера»
Применение механизма «связанных кредитов»
Введение системы страхования экспортных контрактов
Субсидирование доставки до рынков сбыта
Создание единой сети экспортных представительств по дистрибуции запасных частей и сервиса для а/м российского производства, с прямым государственным финансированием создания данной сети
Оплата государством сертификации на зарубежных рынках
Для разных сегментов выбраны разные сценарии развития
Сегменты Текущий вектор Партнерство Крупный экспортер Пояснения
Легковые автомобили до 2020 Реалистичный сценарий в виду нехватки собственной ликвидности на развитие, отставания по интеллектуальной собственности, технологической базе
Легкие коммерческие автомобили до 2020 Реалистичный сценарий в виду нехватки собственной ликвидности на развитие, отставания по интеллектуальной собственности, технологической базе
Грузовые автомобили до 2020 В виду текущего положение российских компаний и их конкурентных преимуществ
В значительной мере реализуется за счет прямых иностранных инвестиций
Автобусы до 2020 В виду доминирующего положения российских компаний, единой компонентной базы с грузовыми а/м
Поддерживается тарифными мерами
Поставщики до 2020 Существующая база поставщиков, фактически, должна быть отстроена с нуля с ориентацией на повышенные требования СП и локализованных иностранных компаний
Целевые показатели автопрома в 2020 году в зависимости от сценария
тысяч автомобилей


ИСТОЧНИК: KAMAZ; GAZ; SOLLERS; GLOBAL INSIGHT; МОДЕЛЬ РЫНКА BCG; АНАЛИЗ BCG
Легковые автомобили: целевым будет сценарий партнерство
тысяч автомобилей


ИСТОЧНИК: KAMAZ; GAZ; SOLLERS; GLOBAL INSIGHT; МОДЕЛЬ РЫНКА BCG; АНАЛИЗ BCG