Проект бюджета, опубликованный Минфином,
По словам Путина, прозвучавшим на совещании в Сочи, вообще не проработаны вопросы развития Дальнего Востока, улучшения кадровой политики на государственной и гражданской службе, не предусмотрены деньги на снижение процентов по ипотеке для льготных категорий граждан, зарплатам научных сотрудников и преподавателей. В итоге президент подчеркнул, что предлагаемый проект бюджета делает невозможным выполнение заявленных в мае обязательств.
На выполнение всего обещанного, по расчетам экспертов Центра развития НИУ ВШЭ, необходимо дополнительно около 1,5 % ВВП. Только где же их взять? Исходя из базового прогноза Минэкономразвития, рост ВВП в ближайшие три года не превысит 3,7–4,5%, дефицит бюджета в следующем году составит 0,8% ВВП, и даже эти прогнозы некоторые эксперты называют слишком оптимистичными.
О том, что правительство кряхтит над бюджетом и не может сварить кашу из топора, знали все. Знали также, что заявленные обещания невыполнимы. Так всегда бывает, когда решения принимаются волевым образом, исходя не из экономических соображений.
Деньги на оборонку и «силовиков» решено было брать у здравоохранения и образования. Несколько дней назад
В структуре бюджета предусмотрен планомерный рост расходов на правоохранительную деятельность, оборону и социальную политику. Расходы на «силовиков» в следующем году составят почти 1,6 трлн рублей, в 2015 – 1,7 трлн рублей. Траты на оборонку к 2015 году составят также около 1,7 трлн рублей. Расходы на социальную политику вырастут на 567 млрд рублей. Зато затраты на здравоохранение уменьшаться на 132 млрд, а на образование – на 33 млрд. Почти вдвое будут урезаны федеральные расходы на физическую культуру и спорт. Сократят финансовую поддержку СМИ и ЖКХ. Особенно изменения заметны, если смотреть не в миллиардах, а в процентах от общего объема расходов.
При этом постепенно на протяжении трех лет будут снижаться суммы трансфертов из федерального бюджета в регионы. Как раз на плечи регионов и ложится основное бремя по исполнению социальных обещаний Владимира Путина. А между тем в регионах дела и без того идут из рук вон плохо. Большинство из них в долгах перед федеральным центром. У 20 регионов долги составляют больше половины от своих налоговых и неналоговых доходов, а у некоторых этот показатель приближается к 100%. Даже такие богатые регионы, как Москва, уже подумывают о расширении налоговой базы, например, за счет налога с аренды квартир, который сейчас практически не собирается.
Структура расходов бюджета РФ
2012 | 2013 | 2015 | ||||
Расходы (млрд рублей) | Доля от расходов (%) | Расходы (млрд рублей) | Доля от расходов (%) | Расходы (млрд рублей) | Доля от расходов (%) | |
Социальная политика | 3 899 | 30,7 | 3 962 | 29,6 | 4 559 | 29 |
Национальная экономика | 1 744 | 13,7 | 1 687 | 13,3 | 1 659 | 10,6 |
Национальная безопасность | 1 365 | 10,8 | 1 591 | 11,9 | 1 669 | 10,6 |
Национальная оборона | 943 | 7,4 | 1 007 | 7,9 | 1 067 | 6,8 |
Общегосударственные расходы | 745 | 5,9 | 825 | 6,2 | 819 | 5,2 |
Образование | 586 | 4,6 | 606 | 4,5 | 573 | 3,7 |
Межбюджетные трансферты | 554 | 4,4 | 634 | 4,7 | 603 | 3,8 |
Здравоохранение | 539 | 4,2 | 494 | 3,7 | 361 | 2,3 |
ЖКХ | 120 | 1 | 140 | 1,1 | 101 | 0,6 |
Культура, кинематография | 86 | 0,7 | 91 | 0,7 | 94 | 0,6 |
СМИ | 73 | 0,6 | 70 | 0,5 | 51 | 0,3 |
Физическая культура и спорт | 42 | 0,3 | 51 | 0,4 | 33 | 0,2 |
Охрана окружающей среды | 22 | 0,2 | 24 | 0,2 | 26 | 0,2 |
Источник: Минфин