Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Я не такой уж молодой человек, у меня двое детей – уже подростки. Довольно часто приходится сталкиваться уже с подросшим поколением на различных конференциях и прочих деловых тусовках. И вот какая черта меня иногда поражает и даже возмущает – отсутствие здорового отношения к деньгам. Того самого отношения, которое я когда-то наблюдал среди своих сверстников, когда мы были молодыми. Оговорюсь, сейчас я веду речь о тех немногих, кого в нашей стране миновала участь считать деньги от зарплаты до зарплаты. А нездоровое как с точки зрения превращения денег в культ, так и демонстративно пренебрежительное. Понятно, что это восприятие формируется в семье и окружении в школе и институте. Но ведь оно такое совковое, и тем удивительнее встречать это сейчас, когда «совка» нет уже 20 лет. Что такое настоящий классический предприниматель, какими такими чертами этот тип обладает и что полезного может дать подрастающему поколению? Предприниматель – человек, способный наиболее правильно распределять имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Особенно учитывая, что они всегда ограничены. Верно как для Абрамовича, так и для скромного владельца киоска. Этот подход коренным образом и отличает предпринимателя от наемного сотрудника. И этот подход он может при желании донести своим отпрыскам. Отчего-то в любых семьях у нас детям совсем не прививается идея, что деньги – это не просто свобода принятия решений и дополнительные возможности, а еще и колоссальная ответственность за принятие решения. Что количество ресурсов – времени, денег и чего угодно – всегда будет ограничено. Что самое важное, родители у нас не приучают детей к ответственности за распределение ресурсов, не дают понимания, что ресурсы не просто не бесконечны, а крайне конечны и быстротечны. Как и человеческая жизнь. Оттого, наверно, подрастающее поколение демонстрирует удивительную смесь невежества с нелепым довольством и бахвальством. Сталкиваешься иногда с таким воплощением гламура, после чего одно желание – вымыться. Как может юный еще человек рассуждать с небрежностью о том, что с точки зрения компьютеризации страны – 13 000 руб. на человека не деньги? Что тогда деньги? В Чечне безработица 90% и зарплата в 5000 руб. в месяц, что по местным меркам считается вполне прилично. Исходя из каких таких потребностей детки из хороших семей тратят тысячи евро на бутылку шампанского, если слепым тестом не смогут его отличить от заурядного «Советского»? Отчего никто им не объяснит, что даже если ресурс есть, – в данном случае речь о деньгах, – то он все равно ограничен. Привить чувство меры, ответственность, здоровое отношение к деньгам, своим потребностям не так уж и сложно. Для этого необязательно сажать свое чадо на крайне скудный рацион. Все гораздо проще – надо всегда их ставить перед выбором. Чтобы свой выбор ребенок делал самостоятельно, а не под давлением «мама и папа ждут решения». Чтобы собственная мотивация была для ребенка проста и понятна. Пусть дети делают свой выбор через покупки школьных принадлежностей или одежды. Пусть выбирают между развлечениями.

Например, я могу предложить сыну: у нас есть время и у нас есть деньги. Мы можем потратить все это на какую-то новую компьютерную игрушку. Но при этом мы отказываемся от интересной поездки или похода в кино или на аттракционы. Ребенку всегда предлагается несколько равнозначных альтернатив. И он делает свой выбор, основанный не на капризе, а на взвешенном решении, он строит логические умозаключения, чем обосновано его решение в данным момент времени и что можно перенести, а от чего вообще можно отказаться даже в отдаленной перспективе. 

К чему может привести такой подход в воспитании? Вот пример. Нашей дочери в этом году исполнялось 15 лет, и мы ей решили подарить навороченный смартфон за 20 000 руб. Но она от него отказалась. Все просто. Она на него посмотрела и решила, что такое число функций в телефоне для нее избыточно. Мы поехали в магазин и она выбрала себе простой телефон за 5000 руб. Без принуждения, без жертв, а только потому, что она объективно оценивает свои потребности.
Именно многообразие выбора, но невозможность одновременного получения всего сразу и будут формировать взвешенное, здоровое отношение к деньгам. Почему я в начале текста припоминал «совок»? Ведь в то время зачастую не было никакой множественности выбора – решали за тебя. И нынешний гламур, неуемное потребление – для меня это все является продолжением того самого «совка». И хотя деньги вроде бы появились, но суть осталась прежней, пока ничего не изменилось.