Кассовый разрыв | Кино на миллион

КАССОВЫЙ РАЗРЫВ

Журнал «Кинобизнес сегодня» огласил список самых кассовых европейских фильмов 2009 года. В их число попали пять отечественных картин: «Обитаемый остров-1», «Любовь-морковь-2», «Каникулы строгого режима», «Тарас Бульба» и «Стиляги». Все они собрали в прокате в странах СНГ больше $16 млн. Организаторы премии объясняют

 
Прямая речь

«В прокате картина отбивает меньше половины средств, затраченных на производство»

Заместитель главного редактора «Кинобизнес сегодня» Сергей Некрасов
о критериях отбора лауреатов премии «Блокбастер»:
Критерий отбора лауреатов «Блокбастера» – их успех в кинопрокате СНГ (без учета сборов в Украине). Удалось ли картине «отбить» свой производственный бюджет уже на стадии кинопроката, в расчет не принимается. Кстати, в наши дни таких лент становится все меньше и меньше (в прокате обычно отбивается меньше половины средств, затраченных на производство), и это не только отечественный, но и общемировой тренд.
Впрочем, конечно, российские производители находятся в более сложном положении, чем их зарубежные коллеги, поскольку в нашей стране из-за разгула пиратства практически невозможно рассчитывать на возвращение средств за счет продаж картины на DVD и Blu-Ray.
Впрочем, нельзя сказать, что мы совершенно не учитываем такой фактор, как окупаемость проекта. Например, в категории «Продюсеры года» премию у нас получили Ренат Давлетьяров и Александр Котелевский – руководители компаний «Реал Дакота» и «Интерфест». Практически все фильмы, созданные этим тандемом окупились (иногда даже несколько раз) уже на стадии кинопроката. Но, скажем прямо, для России это пока большая редкость, и похвастаться аналогичными успехами могут очень немногие отечественные продюсеры.
 

, что при выборе лауреатов «Блокбастера» руководствовались исключительно кассовыми сборами, – рентабельность в расчет не принималась. Их можно понять. Только два блокбастера – «Любовь-морковь-2» и «Каникулы строгого режима» – окупили хотя бы затраты на производство. Убытки продюсеров «самого кассового» «Обитаемого острова» составили, к примеру, более $9 млн (см. таблицу «Все деньги в кассе»). «По окупаемым проектам должен проводиться отдельный конкурс. Но в нем просто может не оказаться конкуренции», – отмечает создатель компании «ВайТ Медиа» Тимур Вайнштейн

 
Прямая речь

«Объем кассовых сборов и окупаемость фильма не прямо пропорциональны»

Генпродюсер «ВайТ Медиа» Тимур Вайнштейн
об окупаемости российских кинофильмов:
Производство таких фильмов-событий, как «2012» или «Аватар», будут возможны в России лишь тогда, когда число экранов у нас увеличится почти в 20 раз до уровня США и мы научимся зарабатывать на международном прокате, а это примерно 70% общего бокс-офиса «2012» и «Аватара».
Когда российские продюсеры производят фильмы, вкладывая в них собственные деньги, они не могут не учитывать реалии отечественного рынка, емкость которого позволяет рассчитывать на сборы, достигающие в среднем не более $10 млн.
Обычно эта цифра гораздо меньше, и лишь единицы, вкладывающие огромные средства в продвижение и рекламную кампанию, могут превысить планку в $10 – 20 млн. При этом, естественно, объем кассовых сборов и окупаемость фильма не прямо пропорциональны.
В России продюсеры зарабатывают 50% дохода на кинотеатральном прокате, 10% – на продаже DVD и 40% – на продажах на телеканалы, в то время как в США, например, большая часть дохода приходится на продажи от DVD.
До кризиса рост бюджетов российских фильмов существенно опережал рост кассы, которую они ежегодно собирали. Поэтому более 90% фильмов были убыточны, небольшая часть проектов с трудом выходили в ноль. Однако кинобизнес подчиняется тем же законам, что и любой другой: нельзя вкладывать больше, чем зарабатываешь. Сейчас, когда из киноиндустрии ушли деньги случайных инвесторов и на рынке остались только профессионалы, качественных фильмов с адекватным бюджетом станет больше. Продюсеры будут делать ставку на хороший сценарий и оригинальную историю, а не на дорогие спецэффекты. И если раньше считалось, что фильмы с производственным бюджетом $1 – 2 млн – это удел авторского кинематографа, то сейчас эти цифры вполне соответствуют бюджету среднего массового фильма.
Что касается наград, которые получают продюсеры по итогам своей работы, то, по сути, это должны быть две разные премии: за бокс-офис и за заработанные продюсерами деньги. Несправедливо то, что происходит подмена понятий, и после шумных историй с кассовыми сборами и, в частности, с подобными премиями вроде «Блокбастера», многие люди, которые работают даже в нашей индустрии, считают, что продюсеры зарабатывают сумасшедшие деньги. А это не так – в конкурсе на премию по самым окупаемым проектам просто может не оказаться конкуренции.
 

. В 2009-м году, например, помимо уже вышеназванных двух картин, без учета расходов на рекламную кампанию, сумели окупить затраты еще лишь две: «Самый лучший фильм-2» и «Любовь в большом городе». Впрочем, и их заслуги легко оспорить: если считать «по справедливости», то есть включать в общий бюджет фильма затраты на рекламу, проектов, которые принесли создателям прибыль, с 2006-го по 2009 год только пять (см. таблицу «Настоящие блокбастеры»).

КИНО НА МИЛЛИОН

Дело не только в том, что голливудские блокбастеры россияне любят больше отечественных. По данным PricewaterhouseCoopers за 2009 год, почти половина доходов американских продюсеров приходится на продажу DVD (47%), и уже потом на кинотеатральный прокат (38%) и продажи прав на телеканалы (15%). В России же из-за пиратства лишь 10% заработка составляют DVD-продажи, а кинопрокат обеспечивает половину финансового успеха фильма. При этом кинотеатры забирают ровно 50% полученных с продажи билетов денег, а дистрибьюторы и продюсеры делят заработок, в среднем исходя из соотношения 7,5% и 42,5%. Возможности отечественного проката крайне ограничены. По данным журнала Focus, если в США на 2009 год было открыто более 37 000 кинозалов, то в России – меньше 2000. В феврале прошлого года с идеей увеличить число кинозалов в малых городах с населением менее 500 000 человек выступил Минкульт, чиновники предлагали просубсидировать открытие 600 цифровых кинозалов до 2015 года, на что просили из бюджета 15 млн рублей (проект программы имеется в распоряжении Slon.ru), но ни Минфин, ни Минэкономразвития, ни Минрегион идею не поддержали

 
Прямая речь

«Минэкономразвития уверено, что цифровые кинотеатры должны сами зарабатывать»

Заместитель директора департамента кинематографии Минкультуры Игорь Каллистов
выступление на конференции «Российская кинематография: итоги года и перспективы развития»:
Когда говорят «государство», то все почему-то подразумевают единый клубок, где все сплелись в жарких объятиях и объединены общей идеей.
Если говорить о поддержке кинопоказа, наше министерство с 2001 года подавало проект ведомственной программы цифрового показа, но Минфин и Минэкономразития слышать об этом не хотят. Минфин – понятно, у них никогда нет денег, а Минэкономразвития уверено, что цифровые кинотеатры – это бизнес, который должен сам зарабатывать.
Наконец, на открытии студии «РВС-Санкт-Петербург» прозвучала речь [премьер-министра Владимира] Путина, где он сказал, нужно разработать такую программу. Мы тут же подали предложение. Но начался кризис и опять эта тема отъехала назад.
В нашу программу включен 231 зал, она была рассчитана на 3 года. Мы хотели осчастливить 231 город с численностью населения меньше 300 000 человек. В Петербурге в прошлом году Путин поручил включить и города с населением меньше 500 000, так что пусть это будет 280.
Мы готовы свою программу опубликовать, потому что поддержка киносообщества нам только на руку. Поймите, среди нас нет мазохистов, мы не хотим постоянно биться головой в глухую стену.
 

. По подсчетам Минкульта, к 2015-му с учетом господдержки в стране должно было появиться около 3500 экранов, но даже это обеспечило бы один экран лишь на 40 000 зрителей. Для сравнения, в Австралии на один кинозал приходится 10 000 человек. По оценке «ВайТ Медиа», в нынешних условиях на окупаемость гарантированно могут выходить только фильмы с бюджетом в $1–1,5 млн, так как емкость отечественного рынка не позволяет продюсерам рассчитывать на сборы, превышающие $10 млн. По словам Рената Давлетьярова, отмеченного премией «Блокбастер» в номинации «Продюсер года», оптимальный бюджет современного фильма, с учетом затрат на рекламу, не должен превышать $5 млн. За такие деньги не снимешь «2012» и «Аватар», зато вполне можно создать прибыльные «Любовь-Морковь-2» и «Жару» или «Наша Russia. Яйца Судьбы», которые, по подсчетам «Кинобизнеса сегодня», в первый же уикенд принесли продюсерам в два раза больше денег, чем они потратили на его создание (производственный бюджет фильма – $2 млн).

Все деньги в кассе

Крупнейшие отечественные релизы 2009 года: прибыль/убытки

Фильм Компания Производственный бюджет, $ Сборы по СНГ, $ Прибыль/
убытки*, $
Обитаемый остров. Фильм первый Art Pictures 18 300 000 21 838 100

-9 018 807,5

Любовь-Морковь 2 «Реал-Дакота», «Интерфест» 3 500 000 17 847 257 4 085 084,2
Каникулы строгого режима «Дирекция кино», Buzz Production 4 000 000 17 532 675 3 451 386,9
Тарас Бульба ЦПШ, телеканал «Россия» 25 000 000 17 040 803

-17 757 658,8

Стиляги «Красная стрела» 15 000 000 16 810 383

-7 855 587,2

Самый Лучший фильм 2 Comedy Club Production, телеканал ТНТ 4 500 000 12 845 918 959 515,1
Книга Мастеров Walt Disney Pictures (российское подразделение) 8 000 000 10 820 000

-3 401 500,0

Любовь в Большом городе «Леополис» 3 500 000 9 119 936 375 972,8
Обитаемый остров. Схватка Art Pictures 18 300 000 6 070 036

-15 720 234,7

Царь «Студия Павла Лунгина». 15 000 000 5 237 000

-12 774 275,0

* Прибыль компании-производителя от проката определялась как 42,5% кассовых сборов (50% – доход кинотеатров, 7,5% в среднем – доход дистрибьютора) за минусом производственного бюджета фильма. В производственном бюджете не учитывались расходы на рекламу и печать копий
ИСТОЧНИК: ГИЛЬДИЯ ПРОДЮСЕРОВ, «КИНОБИЗНЕС СЕГОДНЯ»
Минимальный охват

Количество киноэкранов в стране

Страна Число экранов

Россия

1 949

США 37 476
Китай 4 097
Япония 3 359
EU 29 394
ИСТОЧНИК: FOCUS
Настоящие блокбастеры

Фильмы, которые окупились в российском прокате с 2006-го по 2009 год
(с учетом затрат на рекламную кампанию)

Фильм Производственный бюджет,
млн. руб.
Общий бюджет
(включая рекламный), млн. руб.
Кассовые сборы,
млн. руб.
Доход продюсеров*
млн. руб.
Прибыль продюсеров,
млн руб
Ирония судьбы. Продолжение 130,0 261,5 1 233,0 524,0 262,5
Самый Лучший фильм 110,8 232,8 678,2 288,2 55,4
Любовь-морковь-2 84,8 168,1 504,4 214,3 46,3
Жара 44,0 109,0 434.8 184,7 75,7
Любовь-морковь78,0132,0318,9135,53,5
* из расчета, что в среднем доход от проката между продюсером, дистрибьютором и кинотеатрами распределяется как 42,5%/7,5%/50%
ИСТОЧНИК: «БЮЛЛЕТЕНЬ КИНОПРОКАТЧИКА», «КИНОБИЗНЕС СЕГОДНЯ», MOVIE RESEARCH, ДАННЫЕ ПРОДЮСЕРОВ