Кинобизнес     

Взял кассу – посчитай убытки

Пять российских фильмов вошли в число самых кассовых европейских картин 2009 года. Но только две из них принесли прибыль создателям
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 0 2 331 экспорт в блог
Кассовый разрыв | Кино на миллион

КАССОВЫЙ РАЗРЫВ

Журнал «Кинобизнес сегодня» огласил список самых кассовых европейских фильмов 2009 года. В их число попали пять отечественных картин: «Обитаемый остров-1», «Любовь-морковь-2», «Каникулы строгого режима», «Тарас Бульба» и «Стиляги». Все они собрали в прокате в странах СНГ больше $16 млн.

Организаторы премии объясняют , что при выборе лауреатов «Блокбастера» руководствовались исключительно кассовыми сборами, – рентабельность в расчет не принималась. Их можно понять. Только два блокбастера – «Любовь-морковь-2» и «Каникулы строгого режима» – окупили хотя бы затраты на производство. Убытки продюсеров «самого кассового» «Обитаемого острова» составили, к примеру, более $9 млн (см. таблицу «Все деньги в кассе»).

«По окупаемым проектам должен проводиться отдельный конкурс. Но в нем просто может не оказаться конкуренции», – отмечает создатель компании «ВайТ Медиа» Тимур Вайнштейн . В 2009-м году, например, помимо уже вышеназванных двух картин, без учета расходов на рекламную кампанию, сумели окупить затраты еще лишь две: «Самый лучший фильм-2» и «Любовь в большом городе».

Впрочем, и их заслуги легко оспорить: если считать «по справедливости», то есть включать в общий бюджет фильма затраты на рекламу, проектов, которые принесли создателям прибыль, с 2006-го по 2009 год только пять (см. таблицу «Настоящие блокбастеры»).

КИНО НА МИЛЛИОН

Дело не только в том, что голливудские блокбастеры россияне любят больше отечественных. По данным PricewaterhouseCoopers за 2009 год, почти половина доходов американских продюсеров приходится на продажу DVD (47%), и уже потом на кинотеатральный прокат (38%) и продажи прав на телеканалы (15%). В России же из-за пиратства лишь 10% заработка составляют DVD-продажи, а кинопрокат обеспечивает половину финансового успеха фильма. При этом кинотеатры забирают ровно 50% полученных с продажи билетов денег, а дистрибьюторы и продюсеры делят заработок, в среднем исходя из соотношения 7,5% и 42,5%.

Возможности отечественного проката крайне ограничены. По данным журнала Focus, если в США на 2009 год было открыто более 37 000 кинозалов, то в России – меньше 2000. В феврале прошлого года с идеей увеличить число кинозалов в малых городах с населением менее 500 000 человек выступил Минкульт, чиновники предлагали просубсидировать открытие 600 цифровых кинозалов до 2015 года, на что просили из бюджета 15 млн рублей (проект программы имеется в распоряжении Slon.ru), но ни Минфин, ни Минэкономразвития, ни Минрегион идею не поддержали . По подсчетам Минкульта, к 2015-му с учетом господдержки в стране должно было появиться около 3500 экранов, но даже это обеспечило бы один экран лишь на 40 000 зрителей. Для сравнения, в Австралии на один кинозал приходится 10 000 человек.

По оценке «ВайТ Медиа», в нынешних условиях на окупаемость гарантированно могут выходить только фильмы с бюджетом в $1–1,5 млн, так как емкость отечественного рынка не позволяет продюсерам рассчитывать на сборы, превышающие $10 млн. По словам Рената Давлетьярова, отмеченного премией «Блокбастер» в номинации «Продюсер года», оптимальный бюджет современного фильма, с учетом затрат на рекламу, не должен превышать $5 млн.

За такие деньги не снимешь «2012» и «Аватар», зато вполне можно создать прибыльные «Любовь-Морковь-2» и «Жару» или «Наша Russia. Яйца Судьбы», которые, по подсчетам «Кинобизнеса сегодня», в первый же уикенд принесли продюсерам  в два раза больше денег, чем они потратили на его создание (производственный бюджет фильма – $2 млн). 

Все деньги в кассе

Крупнейшие отечественные релизы 2009 года: прибыль/убытки

Фильм Компания Производственный бюджет, $ Сборы по СНГ, $ Прибыль/
убытки*, $
Обитаемый остров. Фильм первый Art Pictures 18 300 000 21 838 100 -9 018 807,5
Любовь-Морковь 2 «Реал-Дакота», «Интерфест» 3 500 000 17 847 257 4 085 084,2
Каникулы строгого режима «Дирекция кино», Buzz Production 4 000 000 17 532 675 3 451 386,9
Тарас Бульба ЦПШ, телеканал «Россия» 25 000 000 17 040 803 -17 757 658,8
Стиляги «Красная стрела» 15 000 000 16 810 383 -7 855 587,2
Самый Лучший фильм 2 Comedy Club Production, телеканал ТНТ 4 500 000 12 845 918 959 515,1
Книга Мастеров Walt Disney Pictures (российское подразделение) 8 000 000 10 820 000 -3 401 500,0
Любовь в Большом городе «Леополис» 3 500 000 9 119 936 375 972,8
Обитаемый остров. Схватка Art Pictures 18 300 000 6 070 036 -15 720 234,7
Царь «Студия Павла Лунгина». 15 000 000 5 237 000 -12 774 275,0
* Прибыль компании-производителя от проката определялась как 42,5% кассовых сборов (50% – доход кинотеатров, 7,5% в среднем – доход дистрибьютора) за минусом производственного бюджета фильма. В производственном бюджете не учитывались расходы на рекламу и печать копий

ИСТОЧНИК: ГИЛЬДИЯ ПРОДЮСЕРОВ, «КИНОБИЗНЕС СЕГОДНЯ»


Минимальный охват

Количество киноэкранов в стране

Страна Число экранов
Россия 1 949
США 37 476
Китай 4 097
Япония 3 359
EU 29 394
ИСТОЧНИК: FOCUS


Настоящие блокбастеры

Фильмы, которые окупились в российском прокате с 2006-го по 2009 год
(с учетом затрат на рекламную кампанию)

Фильм Производственный бюджет,
млн. руб.
Общий бюджет
(включая рекламный), млн. руб.
Кассовые сборы,
млн. руб.
Доход продюсеров*
млн. руб.
Прибыль продюсеров,
млн руб
Ирония судьбы. Продолжение 130,0 261,5 1 233,0 524,0 262,5
Самый Лучший фильм 110,8 232,8 678,2 288,2 55,4
Любовь-морковь-2 84,8 168,1 504,4 214,3 46,3
Жара 44,0 109,0 434.8 184,7 75,7
Любовь-морковь78,0132,0318,9135,53,5
* из расчета, что в среднем доход от проката между продюсером, дистрибьютором и кинотеатрами распределяется как 42,5%/7,5%/50%

ИСТОЧНИК: «БЮЛЛЕТЕНЬ КИНОПРОКАТЧИКА», «КИНОБИЗНЕС СЕГОДНЯ», MOVIE RESEARCH, ДАННЫЕ ПРОДЮСЕРОВ
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 0 2 331 экспорт в блог
ТЕГИ:  Вайнштейн Тимур Гильдия продюсеров Давлетьяров Ренат Кино Некрасов Сергей