© Bunny Eats Design
Русский, живущий в Европе, может напоминать человека, который в детстве голодал, а теперь радуется каждой конфетке. Можно радоваться, просто глядя под ноги, – там не разъедающий все «коктейль Собянина», а каменная крошка, которую после окончания сезона собирают и хранят до следующей зимы. Сберегается не только обувь граждан, но и средства бюджета.
Радоваться можно даже автомобильной аварии. Попав в первое за год жизни в Швеции ДТП, мы, наученные российским опытом и российскими же рассказами о многочасовых ожиданиях «гайцев», настроились на испорченный день и вызов полиции. Но оказалось, что все решается гораздо проще. Можно было спокойно ехать домой (боже ж мой, скрыться с места аварии!), после звонка в страховую заполнить за чаем пару документов и отправляться в сервис. На время ремонта страховая оплачивает аренду автомобиля, причем можно выбирать из ассортимента пяти салонов, у которых есть договор с компанией. Естественно, мы ничего не платили вперед, счет сразу отправляется в страховую, а чтобы получить авто в аренду, достаточно предъявить распечатку письма, присланного по электронной почте. В общем, вскоре после аварии мы уже вовсю обсуждали, какое бы авто взять «на пробу», никакого неприятного осадка не было.
Суть заключалась в следующем: университет выполняет исследование по улучшению лесозаготовительного оборудования, а именно системы управления форвардером (проще говоря, трактором, который собирает спиленные деревья). Интересы потенциальных покупателей оборудования понятны – чем удобнее водителю работать, тем меньше он устает, тем выше его эффективность, тем больше кубометров за смену. Чем понятнее и проще интерфейс, тем легче обучить водителя и тем дешевле это обучение стоит. Хрестоматийный пример win-win ситуации в отношениях работодатель – работник.
Как не вспомнить эскалаторы для станции метро «Спасская» в Петербурге завода Универсалмаш, которые тестировались без людей, потому что «так было удобней». Без людей вообще все делать проще – сделал в зависимости от настроения и забыл. В итоге эскалаторы при стоимости контракта на установку в 80 млн рублей не могли работать на подъем и создали настоящий транспортный коллапс. Или снегоуборочная техника, на которую каждый год сотни миллионов тратятся, а она потом не работает, потому что у нас «не тот климат», «не те дороги», «не тот персонал» и так далее. Ищут виноватых, привлекают к ответственности, последний раз вообще депутаты сделали вывод, что надо покупать технику российского производства. А то, что решать этот вопрос должны не депутаты, которые снегоуборочными машинами никогда не управляли, а тот самый персонал, которому этой техникой пользоваться, никому в голову не пришло? Что принимать решение о закупках на 100–200 млн рублей без элементарного тестирования нельзя?
Ну ладно, пусть у нас какие-то особенные работники-вандалы (хотя, честно говоря, не верится в специфический вандализм и неумение именно наших рабочих). Ну ладно, не привыкли они управляться с зарубежной техникой и делают все по-своему. Так приглядитесь к тому, как они делают, не ломайте их об колено и попробуйте приспособить технику под них, если они под технику не приспосабливаются. Вы закупаете технику в таких масштабах, что любой мировой производитель будет готов обсуждать с вами изменения своих моделей.
Если шведы не стесняются тестировать дорогущий и сложный форвардер на мне – российской журналистке – и приспосабливать эту технику для моего удобства, то почему бы и российским заинтересованным лицам не приспособить технику для, допустим, гастарбайтеров из Средней Азии, раз уж столько их трудится в коммунальном хозяйстве крупных городов? Это не глупо и не стыдно. И совсем не бессмысленно. Вот шведы так делают – и результаты только радуют. И деньги экономятся. Ведь тестирование-то стоит ничтожно мало по сравнению со стоимостью партии оборудования. Эксперимент, в котором участвовала я, стоил, наверное, не копейки, но и не великие миллионы. Сколько-то рабочих часов, подготовка тестового оборудования и затраты на работу оборудования. Найти нужное число «испытуемых», готовых потратить немного времени на благо науки за небольшое вознаграждение, а то и вовсе бесплатно, совсем не сложно.