Думаю, каждый родитель ответит отрицательно на вопрос «Хотите ли вы, чтобы ваши дети курили?». Даже заядлые курильщики обычно не готовы видеть, как дымят их дети, и против этого. Статистика распространенности курения среди россиян не в пользу родителей – лишь 15% курильщиков стали зависимыми старше 20 лет, то есть, уже во взрослой жизни, а около 50% – «подсели» в возрасте 15–16 лет. 

Как достигают своих целей табачные компании, получая миллионы юных курильщиков в России? Работают качественно и системно: отстаивают мизерные акцизы, делающие сигареты доступными для детей, защищают красочные упаковки, размещают прямую рекламу в точках продаж и в глянце. Формально сигареты рекламировать на телевидении нельзя, так что рекламных роликов о полезности и важности курения не увидишь. Но получишь тоже самое через сериалы, которые решают это недоразумение.

Но не буду голословным. Мы запросили у TNS данные о самых популярных сериалах в «сладкой» для табачников аудитории от 12 до 24 лет. И стали считать, сколько в них курят. В итоге просмотрели 186 серий восьми сериалов, транслировавшихся на четырех крупнейших федеральных телеканалах с 1 по 30 сентября 2011 года. 

Ребенок проводит свободное время у телеэкрана (не менее 2,5 часов в день), поглощая, в основном, любимые сериалы, и часто без контроля родителей. Что же видят несовершеннолетние зрители ведущих российских телеканалов? С экрана дымят симпатичные врачи, авторитетные сыщики и даже мамы. Они рассуждают о курении как о нормальном явлении, иногда даже полезном в определенных ситуациях (например, как метод адаптации при смене школы), сигарета на телеэкране помогает расслабиться в трудную минуту (в том числе и со следователем на допросе), найти общий язык в незнакомой компании, перекур является стандартным и обычным поводом для дружеского общения. 

Ни один бестселлер, транслируемый в детское время, не был свободен от табака полностью. Больше того, с телеэкрана идет наглядная пропаганда курения, которое представляется молодому зрителю как атрибут моды, социального успеха и взрослости. Ни в одном из 163 зафиксированных эпизодов курение не показано как однозначно вредное, недопустимое и негативное. Напротив, сигарета всегда демонстрируется как доступное и характерное средство для всех – подростков, мужчин и женщин, одиночек или групп, положительных героев и отрицательных, главных и второстепенных. Общая длительность этих эпизодов составила 4 735 секунд (или почти 1 час 20 минут). Средняя длительность эпизода – 29 секунд. Самый длинный эпизод курения зафиксирован в сериале «Глухарь» (серия «Тьма») – 216 секунд (почти 4 минуты). 

Неужели курение – неотъемлемая часть художественного замысла, без которого многомесячный сюжет юмористического сериала рухнет? Особенно «ярко» на общем фоне выглядит сериал «Интерны», в котором курят молодые доктора. К тому же «Интерны» – это самый рейтинговый сериал у аудитории. Ежедневное курение интерновского врача в кадре – этакий табачный «привет» министру здравоохранения Голиковой и всей программе по пропаганде здорового образа жизни на ТВ, реализуемой за бюджетные деньги. 

Есть ли выход из этой ситуации? Да, безусловно. Необходимо убрать табак с экранов телевизоров в дневное время в сериальной продукции. И устранить тем самым канал пропаганды курения в популярных у молодежи телепрограммах. Пусть замечательные доктора, мамы, лучшие «следаки» обкуриваются ближе к 23:00. Надеюсь, такое ограничение появится в федеральном законодательстве. Если, конечно, Минздрав отстоит интересы здравоохранения перед реальными авторами «художественного замысла», в результате которого мы имеем самое высокое распространение курения в мире. 

А до тех пор лучше последовать совету из мультфильма про Карлсона и «убрать ваших детей от их голубых экранов». Во избежание пожаров и ранней смертности. 

Как курили в сериалах в сентябре 2011 года, число эпизодов